Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

Подробный обзор

Совет «больше читать» не поможет, и вот почему

Чтобы овладеть процессами чтения и письма, от мозга требуется наладить множество связей между отделами и обеспечить их сбалансированную работу. Это далеко не такой простой процесс, как может казаться. Особенно, если в стремлении подготовить ребенка к школе или «развить» пораньше взрослые уделяют внимание только паре аспектов, забывая об остальных.

Изобилие информации, которая поступает к детям от всех органов чувств, вызывает перенапряжение отделов мозга, ответственных за ее обработку, и провоцирует дисбаланс. Если у ребенка есть предпосылки — неврологические проблемы, то без своевременной коррекции могут возникнуть стойкие нарушения: дислексия, дизорфография, дисграфия и т. д.

У нас распространен миф о «врожденной грамотности», которая развивается как на чувстве языка, так и при визуальной памяти орфографических правил во время чтения. Хотя есть люди, которые намного быстрее усваивают лексические нормы и/или ориентируются на зрительную память написания слов, теорию «врожденной грамотности» специалисты не подтверждают.

И тем более не связывают количество прочтенных книг с дисграфией: совет «читайте побольше» обычно совершенно не эффективен в борьбе с нарушениями письма. Причина — в неврологических дисфункциях, которые вынуждают мозг работать с избыточным напряжением.

Дисграфия возникает в большинстве случаев у детей с нормальным зрением, слухом и интеллектом из-за незрелости отделов головного мозга, так что чтение и зазубривание правил не помогут.

Симптомы и лечение дислексии у детей – как помочь ребенку

Обычно первые симптомы дислексии у детей родители замечают в школьном возрасте, когда у ребенка возникают трудности с обучением, в частности, с чтением.

Не нужно сразу обвинять свое чадо в лени и наказывать малыша. Обратитесь к специалисту, чтобы разобраться в возможных причинах неуспеваемости в школе.

Это могут быть проблемы со зрением, слухом и, наконец, дислексия, диагностировать которую нужно как можно раньше.

Симптомы и лечение дислексии у детей – как помочь ребенку

Наиболее распространенные признаки дислексии у детей

Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки).

Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

  • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
  • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
  • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
  • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
  • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
  • пишет слова задом наперед.
Симптомы и лечение дислексии у детей – как помочь ребенку

При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

Симптомы дислексии у детей в зависимости от типа нарушения

Следует отметить, что специалисты различают несколько видов дислексии в зависимости от нарушенного механизма процесса чтения.

Чтобы установить, в чем причина расстройства обучения, и какая форма дислексии имеет место в каждом конкретном случае, специалист (логопед, психолог, невролог) проводит тесты на предмет навыков чтения, уровня развития устной речи и когнитивных способностей ребенка. Существуют различные варианты тестирования, рассчитанные на детей разного возраста. На основании полученных результатов делается вывод о наличии следующих форм дислексии:

  • фонетическая (проблемы со звуковым строем, смешивание/замена звуков (дом-ком, маша-каша и т.д.);
  • семантическая (проблемы с пониманием прочитанного);
  • аграмматическая (недоразвитая речь, например, непонимание разницы между падежами, родами, единственным и множественным числами);
  • мнестическая (проблемы с запоминанием букв);
  • оптическая (проблема с усвоением букв – дети могут путать их по внешнему написанию и другим признакам);
  • тактильная (дислексия, свойственная детям с плохим зрением).
Симптомы и лечение дислексии у детей – как помочь ребенку

Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

  • перинатальные повреждения;
  • затяжные роды;
  • поражения центральной нервной системы;
  • инфекционные и механические поражения мозга и т.д.

Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

Симптомы и лечение дислексии у детей – как помочь ребенку

В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

Читайте также:  Мрт головного мозга и сосудов одновременно

Как проводится лечение дислексии у детей?

Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

Симптомы и лечение дислексии у детей – как помочь ребенку

Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

При лечении дислексии от ребёнка требуется высокая концентрация внимания. Если малышу сложно сосредоточиться, ему может помочь Тенотен детский – препарат, который способствует улучшению памяти и внимания ребёнка, и при этом не вызывает привыкания.

Если ребенок пишет с ошибками или что такое дисграфия и как с ней бороться

Что такое дисграфия, ее симптомы, способы коррекции и профилактика

Что такое дисграфия

Дисграфией называется частичное расстройство процесса письма, которое связано с тем, что психические функции, которые принимают участие в реализации и контроле письменной речи недостаточно сформированы или разрушены.

Как проявляется дисграфия

Проявляется дисграфия стойкими, типичными и повторяющимися ошибками, которые человек делает при письме. Эти ошибки не исчезают сами по себе, знание правил русского языка не поможет полностью устранить это нарушение, необходимо специальная коррекция.

Как диагностируют дисграфию

Для диагностики дисграфии существует специальная методика, которая предполагает обследование письменной и устной речи, анализ письменных работ.

Как корректируется дисграфия

Для коррекции дисграфии необходимо устранить нарушения, которые возникли при развитии фонематических процессов, а также нарушения звукопроизношения, связной речи, грамматики и неречевых функций.

Причины дисграфии

Дисграфия обнаруживается примерно у трети детей школьного возраста, впервые, как правило, ее наличие определяют во втором классе. Нарушение процесса письма не возникает само по себе, кроме того эта проблема отражается также на:

  • звукопроизношении;
  • лексико-грамматической стороне речи;
  • фонематическом восприятии;
  • связности речи.

Нередко дислексия возникает на фоне дизартрии, дислалии, афазии, алалии, задержке психического развития, родовых травм. Нарушение письменной речи также может возникнуть в результате поражения головного мозга во время беременности и родов.

В целом к причинам появления дисграфии можно отнести множество факторов, которые влияют на ребенка с момента зачатия и на протяжении всей его жизни.

Профилактика дисграфии

Из вышесказанного следует, что профилактикой дисграфии следует заниматься с самого рождения ребенка. В первую очередь малыш всегда должен слышать правильную речь. Взрослые, общаясь с ребенком, должны произносить слова четко, не искажая их.

Кто может помочь ребенку с дисграфией

Коррекцию дисграфии проводит логопед, иными методами преодолеть данное нарушение практически невозможно.

Кто в группе риска

Если ребенок пишет с ошибками или что такое дисграфия и как с ней бороться

Если ваш ребенок готовится к школе или уже пошел в первый класс, проверьте, не относится ли он к группе риска:

  • у левшей дисграфия развивается намного чаще, чем у правшей;
  • у переученных левшей дисграфия развивается практически всегда;
  • в семьях, где общаются на нескольких язык, риск возникновения дисграфии у детей в разы выше;
  • дисграфия часто возникает у детей, которых слишком рано начали учить грамоте или слишком рано отправили в школу;
  • дисграфия частый спутник нарушений, связанных с вниманием и памятью;
  • если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением и он занимается с логопедом, вероятность возникновения дисграфии очень высокая.

Виды дисграфии

В настоящее время выделяется пять основных видов дисграфии:

Артикуляторно-акустическая

Возникает чаще у детей с нарушенным звукопроизношением. Во время письма при таком виде расстройства ребенок фиксирует в письменной речи свои речевые ошибки. При такой форме расстройства логопед в первую очередь занимается исправлением звукопроизношения.

Акустическая

В этом случае при письме ребенок заменяет правильные буквы на те, которые соответствуют близким им звукам. Например, вместо буквы П он может писать букву Б и наоборот. При таком виде расстройства, как правило проблем в звукопроизношении не наблюдается.

Аграмматическая

Эта форма дислексии вызвана недоразвитием грамматического строя речи. При этой форме расстройства учащийся допускает постоянные ошибки, несмотря на то, что прекрасно знает все правила русского языка. Основные признаки данной формы дисграфии начинают проявляться не раньше третьего класса.

Оптическая

Данная форма расстройства вызвана нарушениями в процессе пространственного и зрительного анализа. В этом случае ребенок просто не понимает различия между буквами и их элементами, поэтому не в состоянии писать правильно.

Моторная

Эта форма дисграфии возникает в результате нарушения языкового синтеза и анализа. Является самой частой формой дисграфии.

Выражается она проявлением специфических ошибок: пропуск букв или целых слогов; недописывании букв; переставление слогов и букв в слове; добавление лишних букв; повторение в слове букв или слогов; соединение в одно слово разных слов; написанием приставок раздельно, а предлогов слитно.

Дизорфография – одна из разновидностей дисграфии

Люди, страдающие дизорфографией не в состоянии освоить элементарные правила орфографии, несмотря на то, что могут знать их наизусть. Это нарушение не позволяет определить орфограмм, особенно если они содержат безударные гласные или находятся в окончаниях слов. Также при дизорфографии возникают трудности с овладением правилами синтаксиса и пунктуации.

Читайте также:  Детская нервозность ее причины проявления предупреждения

Что делать, если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии

В первую очередь необходимо обратиться к логопеду. Также следует пройти обследование у лора, окулиста, невролога и психолога.

Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции

Дисграфия — это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. Если говорить простым языком, то ребёнок делает непонятные, повторяющиеся ошибки на письме, которые не устраняются без специальной коррекционной работы с логопедом.

Сегодня всё чаще это нарушение письменной речи встречается у детей. Согласно проведённым исследованиям, дисграфия у детей встречается в 80% всех случаев у школьников начальных классов и в 60% — у учащихся средних классов. Специалисты связывают такую устойчивую форму речевого нарушения с тем, что многие дети, поступающие в первый класс, уже имеют или фонетико-фонематические нарушение, или общее недоразвитие речи. Такие нарушения не позволяют ребёнку в полной мере овладеть грамотой.

При ярко выраженном расстройстве письменной речи принято говорить об аграфии, т. е. полной неспособности к письму. Очень часто нарушение письма сопровождается ошибками в чтении (дислексией или алексией).

Лечение дисграфии

Коррекция дисграфии осуществляется с учетом формы и механизмов нарушения письменной речи. Проводимые мероприятия направлены на:

  • восполнение пробелов в фонематических процессах и в звукопроизношении;
  • формирование грамматической стороны речи;
  • обогащение словаря;
  • развитие четкой и связной речи.

Достаточно большое значение в структуре логопедических упражнений по коррекции дисграфии занимает аналитико-синтетический аспект. Для каждого ребенка логопед разрабатывает индивидуальную схему развития пространственного и слухового восприятия, памяти, внимания и мышления. Навыки устной речи закрепляют с помощью различных письменных упражнений.

Для устранения основных болезней, ставших причиной дисграфии, проводятся реабилитационные мероприятия, медикаментозная терапия. Неплохих результатов помогают достичь:

  • гидротерапия;
  • массаж;
  • физиотерапия;
  • ЛФК.

Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия — не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист — логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они “нормальные”, а другие — дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы.

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методы коррекции.

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка.

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Коррекция дислексии.

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет. Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

Читайте также:  Диагноз ППЦНС: что это значит, симптомы, лечение

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать “отлынивать” от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Диагностические мероприятия

Школьные учителя должны вовремя провести диагностику дисграфии у детей и направить на коррекцию к специалисту. Очень часто они попадают на прием к логопеду после длительного «воздействия» педагогов.

Всем детям надо пройти обследование у логопеда, который заполняет речевую карту. В ней он указывает состояние общей и мелкой моторики. Специалист должен описать артикуляционный аппарат, звукопроизношение, указать проблемы чтения и письма. В речевой карте логопед должен написать краткую характеристику на ребенка и логопедический диагноз. После проведенной коррекционной работы он заполняет соответствующие графы, отражает результаты занятий.

Ранняя диагностика этого нарушения помогает бороться с дисграфией на начальных этапах развития. Если она не была скорректирована в детском возрасте, то ее проявления могут наблюдаться у взрослых.

Упражнения для корректировки дисграфии и дислексии

Виды упражнений по устранению дисграфии (5 класс) и их выполнение — это важный этап в процессе избавления от нарушения. Рекомендовано прорабатывать их с ребенком ежедневно. Благодаря этому можно избавиться от дисграфии и дислексии за максимально короткий срок.

Существует множество методов и упражнений, которые позволяют избавиться от нарушений в письменной и разговорной речи. Нередко специалисты рекомендуют ребенку подчеркивать проблемные буквы.

Для устранения дисграфии рекомендовано проводить работу со специальными изображениями. Ребенку предоставляют картинку, на которой присутствует предмет и структура слова. Сначала школьнику необходимо назвать предмет, а затем по очереди перечислить все звуки.

Детям с дисграфией и дислексией также предлагается выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы вставить пропущенные буквы в словах. Затем ребенку потребуется прочесть слово вслух. Специалисты также рекомендуют как можно чаще писать диктанты. Благодаря этому можно существенно улучшить навыки письменной речи.

Многим преподавателям не известны виды дисграфии, и коррекция их на занятиях в общеобразовательных учреждениях, как правило, не проводится. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к специалисту для диагностики.

Для устранения дисграфии детям рекомендуют тренировать моторику рук при помощи лабиринтов — ребенку необходимо безотрывно провести линию. Эффективными считаются контурные упражнения. В таком случае ребенку необходимо вычеркнуть из объемного текста заданную букву.

Способы диагностики дисграфии

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога.

Логопед общается с ребенком, просит написать текст под диктовку, переписать из учебника, описать картинку, почитать.

Существуют специальные задания для выявления разных видов дисграфии.

Например, записать предложения, согласовав слова по роду, числу, падежу, вставить предлоги. Затруднения в выполнении этого задания указывают на аграмматическую дисграфию.

Ребенку могут предложить составить слова из переставленных местами букв или слогов, попросить указать количество слогов в слове или слов в предложении. Это тест на дисграфию на почве недоразвития языкового анализа и синтеза.

Ребенок с артикулярно-акустической дисграфией не выговаривает некоторые звуки, поэтому при письме будет путать похожие по звучанию буквы.

Для выявления этого предлагают вставить пропущенные буквы в предложения типа: «_ерый кот _уршит в углу» или «_агадай _елание».

Акустическую дисграфию можно выявить, попросив записать текст под диктовку. Для такой патологии характерна правильная устная речь, но при письме дети путают буквы, заменяя их на похожие по звучанию.

Предложения будут построены по тому же принципу, что и для выявления артикулярно-акустической дисграфии.

Школьнику могут предложить взглянуть на ряды букв и слогов, например, «(щ) щ и ш и и ц ш» или «(уц) уц ущ оц щи» и попросить найти буквы и слоги, указанные в скобках.

Или попросить вставить в слова пропущенные буквы, похожие по написанию («кро_ка – карт_на»). Здесь ошибки указывают на оптическую дисграфию.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье