Дизартрия у детей: диагностика и лечение

Дизартрия – это нарушения речи, которое вызывается разными болезнями нервной системы. Эти явления появляются из-за специфики функционирования речевого аппарата, связанной с нарушениями иннервации. Во время дизартрии речевые органы малоподвижны. Недостаточное развитие речевого аппарата может приводить не только к стертому произношению у ребенка, но и к полной неразвитости речи, затрудняющей обучение письму и чтению.

Диагностирование болезни

Установить диагноз и определить лечение должны логопед и детский невролог. Для определения синдрома заболевания нужно выполнить обследование. Основополагающие процедуры во время исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • магнитная трансканальная стимуляция;
  • электронейрография;
  • электромиография.

Одновременно с этими обследованиями требуется и логопедическая оценка:

  • работы речевого аппарата: спектр движений языка, подвижность губ, движения нижней и верхней челюсти, состояние мягкого неба, правильность дыхания;
  • речи на определение нарушений: общая оценка, словарный запас, темп, ритм, правильность звучания определенных звуков, разборчивость произношения;
  • устной речи и письма.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам. По клинической симптоматике в области мимики и артикуляции данная форма заболевания сходна с бульбарной формой, но вероятность полноценного усвоения звукопроизношения при псевдобульбарной форме существенно выше.

Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.

Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.

Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков. Такие дети, чаще всего, испытывают трудности с произношением таких букв, как: р, ч, ж, ц, ш, а звонкие звуки воспроизводятся без надлежащего участия голоса.

Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.

Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.

Читайте также:  Лечение рассеянного склероза: формы, стадии

Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков. Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.

Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.

Прогноз и профилактика дизартрии

Дизартрия поддается коррекции, если работу над нарушениями начать в раннем возрасте или же на ранней стадии развития. Большую роль в успехе всех мероприятий играет окружение пациента, а также его личные усилия в процессе лечения. При определении у человека первой степени тяжести дизартрии добиться полной нормализации речи удается в большинстве случаев. Такие дети впоследствии свободно обучаются в общеобразовательных школах и легко общаются со сверстниками.

При выявлении тяжелых форм добиться такого результата практически невозможно. Скорректировать удается только состояние речевой функции. В этих случаях комплекс мероприятий значительно шире, а пациенту требуется социализация в специализированных учреждениях. Важна преемственность этих логопедических учреждений: посещать следует специализированные детские сады, коррекционные школы, не пренебрегать лечением в психоневрологических стационарах.

Профилактика дизартрии при наличии факторов, способных вызвать ее развитие в перинатальном периоде, должна производиться с первых дней жизни. Необходимо оберегать ребенка от нейроинфекций, черепно-мозговых травм, а также исключить риски токсических воздействий.

Следует отметить, что большую роль в успешном исходе лечебных мероприятий играет систематический подход и комплексная организация мероприятий. Наряду с традиционным лечением не следует отказываться от нетрадиционных методик. И, конечно, в комплекс мероприятий обязательно должна быть внесена работа по физической активности пациента.

Узнать информацию о клиниках, в которых возможно проведение диагностики, а также последующее лечение дизартрии в пределах города Москвы, вы можете, воспользовавшись нашим ресурсом. Здесь же вы найдете необходимую информацию и контактные данные.

Осложнения

Лечение дизартрии у тех детей, которых слишком поздно привели к врачу, не позволяет добиться максимального эффекта. По этой причине у них возникают осложнения, избавиться от которых невозможно. Среди них:

  1. Проблемы с чтением и письмом, плохая успеваемость в школе. Многие дети не могут справиться даже с элементарными предметами из первого класса. В таких случаях желательно начать подготовку к школе заранее.
  2. Сложности с социальной адаптацией. Невнятная и некрасивая речь становится причиной непринятия человека окружающими.
  3. Психоэмоциональные нарушения. У большинства детей развиваются комплексы, из-за которых появляются проблемы с психическим состоянием.
Читайте также:  В чём главные отличия мигрени от обычной головной боли

Описанные осложнения излечиваются, если родители своевременно приведут ребенка к доктору.

  1. Сосудистая дистония у ребенка симптомы и лечение
  2. Слабый мышечный тонус у ребенка: причины гипотонуса. лечение в домашних условиях
  3. Задержка нервно психического развития у детей
  4. Аутизм у детей признаки симптомы лечение

Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц

Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба выполняется с целью укрепления и стимуляции лобных мышц. Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук выполняются поглаживание лба от середины к вискам. Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. 6-8 раз дважды в день производят разминающие движения. Растирание лба от середины к вискам осуществляется первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба натягивают. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, дважды в день. Укрепление и стимуляцию лобных мышц можно осуществлять спиралевидными движениями от середины лба к вискам. Их выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.

Массаж щек проводится поглаживанием, растиранием, разминанием мышц щеки. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам дважды в день в течение 6–8 секунд. Для стимуляции мышц, поднимающих угол рта, указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук дважды в день 8-10 раз осуществляют против часовой стрелки вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.

Активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спиралевидного растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день.

Для укрепления и активизации мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу, производят пощипывание щек. Пощипывающие движения делаются указательными, средними и большими пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрии точечный массаж.

Заключение

В первой главе дипломного исследования были рассмотрены научно-теоретические основы речевого развития дошкольников с дизартрией при ДЦП.

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.

В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности.

В отечественной клинической практики используются классификация К.А. Семеновой, в которую включены собственные данные и элементы классификации Д.С. Футера и М.Б. Цукера. В данной классификации выделяется пять основных форм детского церебрального паралича:

Читайте также:  Клиническая картина сосудистого паркинсонизма и прогноз заболевания

— статистическая диплегия, при данной форме поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто наблюдается задержка психического развития.

— гемипаретическая форма детского церебрального паралича в 80 % случаев развивается у ребенка в постнатальный период. При этой форме поражена одна сторона: левая -при правостороннем поражении мозга, правая — при поражении левого полушария. У 25-30 % детей наблюдается дебильность, у 40-50 % -вторичная задержка умственного развития:

— гиперкинетическая форма детского церебрального паралича развивается вследствие билирубиновой энцефалопатии, что является гемолитической болезнью новорожденных. У этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная регидность шеи, туловища, ног;

— атонически-астатическая форма характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия;

— двойная гемиплегия — самая тяжелая форма, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе характеризуется недоразвитием пространственного гнозиса и праксиса, функций арифметического счета, страдает распознание и начертание букв.

У детей с церебральным параличом отмечаются различные нарушения речи, в среднем их частота составляет 70—80%. Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.

Нарушение речевого онтогенеза при детском церебральном параличе также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.

При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляетсякак единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии.

Во второй и третьей главах было проведено экспериментальное исследование особенности речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, выделена методика экспериментального изучения состояния речевого развития детей с дизартрией при ДЦП, которая проходила по следующим направлениям: обследование речевого развития, звукопроизношения, просодической стороны речи.

Представлено содержание логопедической работы по речевому развитию детей с дизартрией при ДЦП.

Были сформулированы следующие задачи экспериментального обучения:

— нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны);

— постановка и автоматизация звуков в речи.

Полученные результаты доказали, что речевое развитие детей с дизартрией при ДЦП имеет количественные и качественные особенности по сравнению с развитием детей в норме.

Перспектива исследования заключается в дальнейшем изучении детей с детским церебральным параличом, изучения коррекционной работы и методов обучения детей данной группы.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье