Дыхательные упражнения — хороший помощник детям при заикании

Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.

Логопедические чистоговорки

Дифференциация звуков [р] — [л]

Ла-ла-ла: Алла девочка мала.

Ли-ли-ли: В гости к ней мы пришли.

Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.

Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.

Ле-ле-ле: Вот лимоны на столе.

Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.

Ло-ло-ло: Снегом землю замело.

Ля-ля-ля: Стала белой земля.

Ли-ли-ли: Вот сугробы намели.

Ра-ра-ра: Очень рада детвора.

Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.

Ро-ро-ро: Доберемся на метро.

Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.

Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.

Ру-ру-ру: Заяц ободрал кору.

Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.

Гном в роще гулял час,

Собрал грибов корзину.

Шла Анечка в гастроном,

Ей шагал навстречу гном.

Нес с грибами он корзину

Дал Аннушке половину.

Спелую гроздь винограда

Анна принесла из сада.

Сколько весят пироги?

Положу их на весы.

Их не надо считать,

Лучше гостей угощать.

Гусеница в лесочке

Грела спину на грибочке,

На солнце очень горячо,

Ей головку напекло.

По дороге иду домой,

Все с детства здесь знакомо:

У дома дуб стоит,

В небо седой дым летит.

На болоте журавль жевал клюкву,

А в лесу ежик — вкусную ежевику.

Жизнерадостные жирафы

Взяли журнал из шкафа.

Его жмакали и мяли

Все равно не прочитали.

В луже ужик жил,

С жирной жабой не дружил.

Лягушка его оскорбляла:

«У тебя, уж, нет и жала!»

Жук с бабочкой сдружился,

С ней над цветками он кружился.

Жужжит у Жени

Жук в руке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Я с тобою не дружу!»

Видела Зина, как звезда упала,

Сразу желание она загадала:

«Зимой на землю пусть выпадет снег,

Зина будь упорнее всех.

Едет Зоя в зоопарк,

Вот ее остановка.

Вышла Зоя из такси,

Засмеялась звонко.

«Зебра, заяц, зубр, змея —

Здесь их всех увижу я!»

Под березою в грозу

Спрятал Захар козу.

На огороде у нас картофель,

Тыквы и кабачки.

Есть калина, есть капуста,

Есть красная свекла.

В луже купалась казарка,

Ей летом в перьях так жарко!

Мухомор и белую мышь

Рисовал маленький Миша.

Миллион микробов на руках,

Под микроскопом — просто ах!

Возьму мыло, кран открою,

Руки я быстро помою!

Морковь, перец и тыква

Посадил старый дедушка.

Рыхлил их и поливал —

Хороший урожай собрал.

Я сейчас с буквой «Р» один

Перечислю всех животных:

Рыба, тигр, верблюд, барсук,

Рак с клешнями вместо рук,

Рысь, русак и кенгуру,

Крот к себе полез в нору,

Нерпа и жираф хорошие,

Зебра, морж, корова, серна,

Еще черепаха, носорог,

Больше вспомнить я не смог!

Рома и Рита поют вместе в хоре,

Вечером вместе гуляют во дворе,

Вместе домой идут, когда пора.

Рома и Рита — это брат и сестра!

Варит борщ Борис-повар:

Морковь, свекла, помидор.

«Получится борщ вкусный у нас,

Угощу я, друзья вас!»

Мой дедушка живет в деревне, у него седые усы.

Я топором рубить дрова у дедушки научусь.

Я научусь траву косить и в сарай ее носить.

Дедушке не хватает рук — поможет ему внук.

Мать просит у Саши: «Сын!

Ты сходи в магазин!

Купишь сыр, сок, сырок,

И яиц один лоток,

Мяса, сухарей, редиса,

Синие сливы и ириса,

Еще семян, соль, сырок,

И смородину, сынок,

Немного мяса и колбасу!»

«Мама, я же не донесу!»

Фазан — футболист очень любит футбол

Как форвард фазан забивает свой гол.

Повару на ухо

В кухне шептала муха:

«Хотя с тобой и не дружу,

Хлеб испечь помогу».

Повар в кружку квас нальет,

Пусть хороший мальчик пьет.

Ведро цесарка в магазине взяла,

В ведре цесарка яиц нанесла.

Жил царь во дворце,

Любил сидеть на крыльце,

Однажды царь всю ночь не спал —

Ему кузнечик мешал.

Ну, а утром в окошко

Уже заглядывало солнце.

Мы в школу быстро шли,

Куст шиповника нашли.

На машине в гараж

Заезжает папа наш.

Для машины это как дом,

Тепло и уютно в нем.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению. Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

Какие причины вызывают заикание:

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики
  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.
Читайте также:  Что такое лактоацидоз при сахарном диабете

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи.

Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка.

В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом.

Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам.

Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков.

Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности.

Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Метод

Заключение

В логопедической практике специалистам постоянно приходится сталкиваться с людьми, которых не устраивает система длительной и трудной работы над собой и своей речью. Всегда есть те, кто надеются на существование каких-то «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Нередко можно слышать вопросы:

-Как избавиться от заикания с помощью операцию? Мы слышали, что где-то делают операцию на языке.

Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием; редко – родители заикающихся детей.

Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет!!!

Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, учёные.  Для которых заикание не являлось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов. Не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах. Главное — это их стремление жить в гармонии с миром и самим собой. Чего и вам от всей души желаю!

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если вам понравилась статья поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.

Диагностика

Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

  • логопеда;
  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • психиатра.

С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

  • анамнез заболевания;
  • наследственность;
  • сведения о раннем развитии ребёнка — психоречевом и моторном;
  • обстоятельства и время возникновения заикания;
  • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
  • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
  • логофобию.

У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалографию;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭхоЭГ.

Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

Упражнения при заикании у детей

При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

Симптоматика

При логоневрозе первыми симптомами становятся невротические проявления, такие как тревожность, ночные страхи (возможны случаи недержания мочи ночью – энурез), общая рассеянность, сниженный аппетит и концентрация внимания.

Если ребенок испытал сильный испуг, возможна кратковременная потеря речи. Со временем она восстанавливается, но возможны остаточные нарушения:

Симптоматика
  • Речь становится затяжной, растянутой, содержит много пауз (тонический вид).
  • Многократное повторение слогов и слов (проявления клонического вида).
  • Бывают случаи со всеми вышеперечисленными симптомами (смешанный вид логоневроза).

Берег жизни - медицинский портал о здоровье