Как развивать свой мозг и умственные способности?

С возрастом мозг человека, как и все его тело, стареет. Новые исследования показывают, что снижение эффективности деятельности мозга начинается приблизительно в возрасте 45 лет, то есть намного раньше, чем считалось до этого. И хотя процесс старения мозга остановить нельзя, его можно существенно замедлить. Осталось понять, как это сделать.

Ускорители мозга — правда или вымысел?

Первый «ускоритель мозга» — наркотик. Открытие в 1943 г. синтетического препарата — превратилось в настоящую сенсацию: так необычны были вызываемые этим веществом изменения сознания. Спустя 2—3 ч. после употребления  появлялись визуальные иллюзии. Человеку казалось, что мир вокруг него странным образом изменился, в мозг поступала какая-то запредельная информация. Многие ощущали необыкновенный прилив сил и энергии, резкое повышение работоспособности. Некоторым в результате принятия наркотика за одну ночь удавалось написать курсовую или дипломную работу, за несколько дней завершить книгу или диссертацию. В скором времени ЛСД начали называть «наркотиком для интеллектуалов» и уверяли, что это вовсе не наркотик,а безвредное (и даже полезное) средство для здоровья человека.

Ускорители мозга — правда или вымысел?

Игры улучшают работу мозга

Логические игры, головоломки и особенно шахматы действительно делают вас умнее, развивая обе половины головного мозга, помогая научиться творчески мыслить, улучшить память, концентрацию и стратегическое мышление.

Мозг игроков в шахматы не похож на среднестатистический. Например, у великих гроссмейстеров он отличается большей активностью лобной и теменной коры — именно тех участков, которые ответственны за фокусирование на решении проблем и осознанность. Не нужно заниматься шахматами всю жизнь, чтобы стать немного умнее.

Школьники в Австралии, игравшие в шахматы в течение 18 недель, показывали более высокий уровень интеллекта, а студенты, которых научили играть на первом курсе университета, на старших курсах были более академически продвинуты, особенно в математике, анализе и способности логически мыслить по сравнению с контрольной группой, в шахматы не игравшей.

Метод Джо Диспенза

Человеческий мозг совершенствуется в течение жизни. На процесс влияют усваиваемая информация, новые впечатления, события. Профессор нейрохимии Джо Диспенза разработал специальную программу, позволяющую перенастроить мозг и изменить жизнь к лучшему, которую представил в книге «Сила подсознания. Развивайте свой мозг».

Учёный утверждает, что мир — энергетическое поле в котором содержатся разные реальности. Сознание человека продуцирует энергию, она улавливается полем. Таким образом на основе мыслей и чувств создаётся реальность.

Профессор нейрохимии Джо Диспенза

Метод Джо Диспенза
  1. Чтобы перенастроить мозг, измените жизненный уклад. Смените работу, отправьтесь путешествовать, найдите новые увлечения. Это активирует нервные клетки, изменит структуру нейронных связей и улучшит функцию двух полушарий.
  2. Откажитесь от стереотипов и нестандартно реагируйте на события. Важно пересмотреть отношение к причинам, провоцирующим разные ситуации. Начните мечтать о новых свершениях, оставив позади старые проблемы, и жизнь изменится.
  3. Чаще думайте о своих желаниях мысленно представляйте, как они исполняются. Такая тактика трансформирует нейронные связи, настраивая их на достижение цели. По мнению учёного, повторение одних и тех же мыслей меняет реальность.
  4. Учитесь правильно фокусировать внимание. Ставьте перед собой задачу и прочно удерживайте её в сознании. Старайтесь, чтобы внимание не отвлекали посторонние мысли.
  5. Главное достижение успеха — усвоение новых навыков и применение их на практике. Это позволяет уйти от прежнего образа жизни.

Важно!Фундаментальная перестройка эмоций и мыслей развивает мозг. Новые привычки изменяют ощущения, поведение людей и дают возможность создавать реальность, используя разум.

Читайте также:  Брадикинезия, как следствие неврологических нарушений

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны… Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Читайте также:  Передается ли рассеянный склероз по наследству?

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия , при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье