«Предварительная подготовка мышечной системы для занятий йогой»

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:

Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Строение речевого аппарата человека

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Дыхательный отдел речевого аппарата

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.

В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Голосовой отдел речевого аппарата

Голосовой отдел “отвечает” за образование голоса, за его силу, высоту и тембр. А состоит он из гортани и голосовых складок, при вибрировании которых под струей воздуха звучит голос.

Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами голосовых связок, степенью их натяжения и упругости.

На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Строение речевого аппарата человека

Артикуляционный отдел речевого аппарата

Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.

Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.

Активные органы

Строение артикулярного аппарата таково, что позволяет им менять свою конфигурацию, а вместе с нею и характер произносимых звуков.

Языку отводится главная роль. Его мускулатура обеспечивает ему возможность изменять форму и расположение в ротовой полости, иметь различную степень напряжения, а его корень оказывает влияние на работу гортани. При участии языка образуются почти все, кроме губных согласных, звуки.

Читайте также:  Заикание, логоневроз, запинки в речи, дизритмия

Губы при произнесении гласных меняют свою форму, а также активно содействуют формированию согласных звуков.

Мягкое небо является своеобразной перегородкой, закрывающей при надобности вход в носовую полость. Так, при произнесении “м” и “н” небо опущено, и звуковые волны проходят через нос. Остальные согласные, чтобы не звучать гнусаво, требуют его поднятого положения.

Подвижная нижняя челюсть, так же меняя положение, вместе с другими “участниками общей команды” содействует образованию звуков и формированию речи.

Строение речевого аппарата человека

Пассивные органы

Когда активные органы работают, они опираются на пассивные: неподвижные верхнюю челюсть, альвеолы, твердое небо, зубы, глотку.

Например, “р” звучит, когда кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, его края прижаты к верхним боковым зубам, мягкое небо поднято, а воздушная струя идет через рот.

упражнений постановки певческого дыхания для новичков

Давайте рассмотрим простейшие дыхательные упражнения для пения, которые самостоятельно освоит начинающий.

  1. Задуваем свечу. Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. Так мы будем контролировать глубину входа. Обратите внимание: должны раздвигаться бока — это значит, что работает диафрагма (большая мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости). Если движется только грудная клетка — это признак поверхностного вдоха. Именно этот дыхательный «дефект», характерный для новичков, мы и стремимся искоренить. На выдох выпускайте воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу.
  2. Считалочка. Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».
  3. Собачка. Представляем, как дышит собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи-выдохи.
  4. Долгий выдох. Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты.
  5. Мычание. Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».

Нижний перекрестный синдром

Речь идет о дисбалансе следующих парных мышечных групп в их функциональной взаимозависимости. 1. Вялость большой ягодичной мышцы и укорочение разгибателей бедра. 2. Вялость мышц живота (в основном прямой его мышцы) и укорочение поясничной части мышцы выпрямляющей позвоночник. 3. Вялость средней и малой ягодичных мышц при одновременном укорочении напрягателя широкой фасции и квадратной мышцы поясницы.При этом возникает гиперлордозирование поясницы и дальнейшее торможение передней мышцы живота, которая перестает участвовать в сгибании тазобедренного сустава. Получается, что мышцы, удерживающие таз вертикально, заторможены, а наклоняющие его вперед спазматически сокращены.

При этом синдроме, одновременно с гиперлордозом поясницы, как вынужденная компенсация, возникает укорочение разгибателей стопы (икроножной и камбаловидной мышц). У женщин данное укорочение усугубляется еще и ношением высоких каблуков.

КАК ТРЕНИРОВАТЬ?

Существует два основных подхода к восстановлению интегрированного движения, мы используем оба.

  1. Сознательная кропотливая работа по восстановлению нейро-мышечной регуляции, когда при создании правильных биомеханических условий движение совершается многократно, осознанно, с требуемыми акцентами.
  2. Интеграция отработанного навыка в движение через задание – когда мы не опасаемся того, что нагрузка не будет распределена на компенсаторы, мы включаем работу с нужной мышечной группой в движение всего тела, при этом мы отслеживаем, насколько успешно человек справляется с формой и содержанием движения. Оцениваем внешне, насколько движение распределено.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ МЫШЦ ЦЕНТРА

1. МЕРТВЫЕ ЖУКИ Упражнение из репертуара реабилитационного пилатеса. Здесь важно поднять ногу, сохранив стабильность таза и корпуса. Движение ноги в данном случае является провокацией мышцам центра.

2. ВАКУУМЭто локальное концентрическое сокращение поперечной мышцы на выдохе. И действительно, поперечная мышца в движении так практически никогда не работает. Однако это упражнение помогает «найти» эту зону на карте нашего мозга и улучшить управление ею. Поясница свой изгиб во время выполнения упражнения не меняет, независимо от исходного положения – оно может быть разным.

3. УПРАЖНЕНИЕ ОПЕРНЫХ ПЕВЦОВ Тренер выставляет руку, сжатую в кулак вперед, клиент мягко упирается животом в этот кулак – здесь важно, чтобы не тренер давил в живот клиента, а клиент сам определял воздействие на выставленную руку. Когда клиент научится создавать сопротивление брюшной стенкой, просим его шагать на месте, считая вслух. Считать вслух крайне важно – это включает в процесс диафрагму, синхронизируя дыхание и движение.

4. ЖИМЫ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛКИ СТОЯ ЭКСЦЕНТРИКА + КОНЦЕНТРИКА Клиенту важно научиться находить опору внутри себя. Тренер давит на палку, клиент уступает, затем концентрически выжимает и тренер в свою очередь уступает. Тренер может в любой момент убрать руку. Если у клиента опора на мышцы центра, в том числе поперечную мышцу живота, он останется стоять на месте, если же клиент сопротивлялся и давил всем телом, он сделает шаг вперед.

5. ТРЕНИРОВКА СТАТИЧЕСКОЙ АНТИРОТАЦИИ / Фитбол в горизонтальном положении

6. ДИНАМИЧЕСКАЯ АНТИРОТАЦИЯ – «ВАРИМ КАШУ», сохраняя выравнивание и вытяжение

Читайте также:  Идиопатическая генерализованная эпилепсия что это такое

7. РОТАЦИИ С ТЯГОЙ эксцентрика + концентрика

8. ДИНАМИЧЕСКИЕ ЖИМЫ В КРОССОВЕРЕ с шагом, без шага, с равномерной или асимметричной нагрузкой

В упражнениях 5-8 необходимо обращать внимание на относительное положение таза и грудной клетки, чтобы у клиента не было переразгибания в пояснице. Если вы видите переразгибание, нагрузка скорее всего на мышцах разгибателях спины, центр ее не держит. Также нам важно выстраивать человека через вытяжение вверх по принципам пилатес.

9. ТИЗЕР ИЛИ МЕРТВЫЕ ЖУКИ НА БОСУ – любые попытки удержаться, лежа на спине на нестабильной поверхности с постепенным усложнением провокаций на центр. Прекрасная линейка упражнений, заставляющих все мышцы центра работать в условиях постоянно меняющегося вектора нагрузки.

Все эти упражнения – лишь пример того, как можно создавать провокации мышц центра и в частности поперечной мышцы живота в эксцентрическом и концентрическом режиме. Наша задача – наработка здоровых паттернов движения и интеграция их в повседневную жизнь. Даже если вы даете клиенту НЕфункциональное упражнение, но понимаете, как оно должно затем улучшит функцию, мы считаем это правильным. Изолированных тренировок ТОЛЬКО поперечной мышцы живота мы не проводим.

С уважением,

Любовь Жуковская

Основатель «Анатомии», FAFSGray Institute USA

* НАТУЖИВАНИЕ — напряжение выдыхательной мускулатуры при закрытой голосовой щели, которым обычно сопровождается силовое напряжение. Обусловливая прочную фиксацию туловища, что создает опору для силовых действий конечностей. Натуживание содействует развитию максимального мышечного усилия, вызывает сильное увеличение внутригрудного давления, отражающееся на деятельности сердечно-сосудистой системы: приток крови к обоим предсердиям уменьшается, происходит венозный застой; следующее за натуживанием быстрое падение внутригрудного давления вызывает усиленный приток большой массы крови к правому предсердию. Здоровый тренированный организм легко переносит натуживание. Тем не менее, в ряде видов спорта (борьба, гимнастика и др.) целесообразно вырабатывать у спортсмена умение выполнять силовые и статические напряжения, уменьшая путем дыхания через суженную голосовую Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Том 2. Гл. ред.- Г. И. Кукушкин. М., ‘Физкультура и спорт’, 1962. 388 с.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье