Воспитание ребёнка от года до трёх лет

Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

Особенности психического развития ребенка от до лет

Одной из главных особенностей психического развития ребенка от 1 до 3 лет является неравномерность психических процессов. Различные преобразования в психике ребенка проходят то медленно, то быстро, при этом их значение в разные периоды жизни неодинаково. Так, в 2,5–3 месяца основным направлением развития психики ребенка является формирование зрительных и слуховых реакций, а с 3 до 5–6 месяцев ведущей линией психического развития является формирование навыков манипулирования с предметами: совершенствование движений, появление и развитие хватания.

Еще одной важной особенностью раннего детства является выраженная взаимосвязь нервно-психического и физического развития. Психическое развитие ребенка напрямую зависит от его физического состояния: малейшие ухудшения здоровья способны влиять на его эмоциональное самочувствие, а длительная болезнь может нарушить уже сформированные психические процессы.

В период от 1 до 3 лет у ребенка складывается предметная деятельность, и формируются предметное восприятие, воображение и способности к наглядным формам мышления. Также к концу этого периода ребенок переходит к активной речи, у него зарождается общение со сверстниками и развивается общение с взрослыми. К окончанию периода раннего детства главными новообразованиями в развитии психики ребенка являются способность ощущать гордость за свои достижения и стремление к самостоятельным действиям.

Читайте также:  Все о проведении ЭЭГ (энцефалограмма) головного мозга

24‒месяцев

На третьем году жизни дети растут уже не так быстро, как в первые два года, и в их физическом развитии не происходит прежних колоссальных достижений, подобных умению сидеть или ходить. Отныне и впредь задача малыша ‒ совершенствовать приобретенные навыки. И он мастерски справляется с этой задачей: чудеса ловкости и гибкости, которые демонстрирует двухлетний ребенок, смогут повторить немногие родители. Координация уже позволяет ему подпрыгнуть вверх на обеих ногах и даже удержаться на одной ноге ‒ правда, пока не больше секунды. Он уже уверенно поднимается по лестнице без поддержки взрослого, но пока приставным шагом.

СОВЕТ. Ходьба по лестнице ‒ замечательное упражнение для укрепления мышц ног и развития координации. Старайтесь пореже поднимать кроху на руках и не поддерживайте его ‒ пусть он «покоряет вершину» самостоятельно, а вы просто будьте рядом. Постепенно удлиняйте маршрут, прибавляя по одной ступеньке.

Двухлетний малыш отлично видит и мелкие камешки под ногами, и птичку в небе. Его зрительная система уже достаточно окрепла и научилась приспосабливаться к разным ситуациям. Ребенок умеет определять расстояние на глаз и чувствует разницу между «далеко» и «близко». Теперь, заметив маму за окном, кроха понимает, скоро ли она придет.

СОВЕТ. Малыш по-новому воспринимает картинки в книгах, фотографии, рисунки. Он хорошо запоминает то, что видит в книжке, и переносит «бумажный» образ в обычную жизнь. Например, он радостно кричит: «Папа!», увидев на фотографии отца. Это умение можно использовать, предлагая малышу находить соответствия картинкам среди окружающих предметов или ‒ усложняя ‒ сравнивать их по размеру, цвету, форме.

Нужны ли детский сад и развивашки малышу до трёх лет?

В возрасте до трёх лет отрыв от родителей довольно травматичен, это сильный стресс для малыша. С точки зрения развития ребёнка, детский сад до трёх лет может иметь больше минусов, нежели плюсов. То есть сам ребёнок не нуждается в такой поспешной социализации и раннем развитии, как любят говорить родители. Скорее, разные развивающие секции и детский сад – это удобство родителей и желание не быть хуже других. Но если думать о ребёнке, то лучше создать ему богатый быт и возможность общаться с большим количеством родственников. Прекрасно, когда в семье не один ребёнок. Лучше объединяться с подругами, сёстрами и братьями и ходить друг к другу в гости с детьми, вместе гулять. Здорово, когда собираются дети разных возрастов и имеют возможность поиграть без родителей. Такого в саду нет.

Нужно отметить, до трёх лет (плюс-минус несколько месяцев) дети, как правило, коммуницируют через взрослого или старшего. А вот уже с четырёх-пяти лет им интереснее другие дети, и тут родителям нужно не влезать в их игры. Кто-то может не согласиться и сказать, что мой двухгодовалый сын очень даже хорошо себя чувствует в обществе других детей, в итоге оказывается, что у него есть старший брат или сестра. Но как только брата или сестры нет, он закатывает истерику. Таковы дети до трёх лет, им нужен где-то рядом «его» взрослый.

Что помогает нам в работе?

Игра, игра, игра! В развитии ребенка от 3 лет огромное значение имеет авторитет взрослого. Авторитет 2-летнего малыша невозможно завоевать, принуждая, заставляя и ругая. Возникает устойчивая реакция отторжения «взрослых наставлений». Моделируя учебные игровые ситуации, мы учим малышей всему необходимому. Разумеется, игры непростые: специально для центра было разработано свыше 5000 специальных упражнений и игровых ситуаций, каждая из которых направлена на решение определённых задач. Нам очень помогают математика, творческие занятия, конструирование и логические игры (в том числе и шахматы). Наши педагоги с огромным опытом работы умело сочетают все эти инструменты, составляя для каждого малыша индивидуальную программу интеллектуального и творческого развития.

Что помогает нам в работе?

Действительно важно до трех лет:

  1. Гармоничное грудное (или искусственное) вскармливание, а в дальнейшем — нормальное питание здоровой взрослой едой;
  2. Выстраивание режима и качественного сна, потому что именно во сне мозг ребенка лучше всего отдыхает и развивается;
  3. Качественный сон родителей, потому что при недосыпе выделяется много гормона кортизола (гормон стресса), который делает нас раздражительными, злыми, агрессивными, а раздражительные, злые и агрессивные родители нормально общаться не могут;
  4. Отношения родителей между собой — спокойный эмоциональный фон в семье крайне важен для гармоничного развития ребенка. И когда вы все вышеперечисленное выстроили, пускайте силы на физическое развитие малыша. Нет, я не имею в виду профессиональный спорт. Я про навыки ползать, ходить, приседать, есть ложкой. По большому счету этим даже заниматься специально не надо. Если ребенок сыт и спокоен, то он сам везде будет пытаться залезть, а вы просто не будете его нервно одергивать, ведь вы выспавшиеся и счастливые родители.
Читайте также:  Синдром Штурге-Вебера: причины, симптомы, лечение

10 ВЕСЕЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЛАВАТЬ⇒

Действительно важно до трех лет:

месяцев

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье