Боязнь маленьких детей или педофобия: симптомы, причины возникновения

Тревожные расстройства у детей. Некоторая мера тревожности является нормальным аспектом развития ребенка.

Почему возникает фобия

Существует несколько версий о происхождении фобии. Первая теория свидетельствует о том, что страх, который не поддается объяснению, появляется еще в младенческом возрасте. Часто при появлении брата или сестры, у ребенка возникают ревностные чувства. Они считают, что все внимание будет переключено исключительно на них. Старшему ребенку не хватает любви и заботы. Его все чаще начинают отправлять на долгое время в гости к родственникам, выселяют из любимой комнаты, передают его личные вещи (одежду и игрушки) для родившихся детей в семье.

Ребенка переполняет чувство обиды. Если родители это вовремя не заметят, то уже будучи взрослым человеком такая эмоция перерастет в педофилию.

Также бывает противоположная теория, согласно которой родители проявляют чрезмерную опеку по отношению к своему ребенку. По причине чрезмерной любви, они покупают ему любые игрушки, мобильные устройства, лучшую одежду, часто выполняют за них домашние задания, много и постоянно хвалят. Получается, что такой ребенок не захочет собственного продолжения рода, поскольку вырастет эгоистом, и уже когда человек становится взрослым, по-прежнему будет ожидать безразмерной любви от родителей.

Страх быть не как все

Выделяться, отличаться не хочет ни один маленький ребенок, дети хотят быть как все, чтобы не стать изгоем. Но чаще такой страх присущ детям со зрительным вектором. Эти детки изначально рождаются с чувством страха как базовой эмоцией. При правильном развитии страх за себя перерастает в свою противоположность — любовь к другим и чувственность. А пока страх — это естественно; важно знать, как на него реагировать.

Дети со зрительным вектором, не ощущая защищенности от мамы и не имея навыка социализации, первыми становятся объектами травли. Более слабые физически, часто плачут, реагируют эмоционально на каждую мелочь, им жалко всех и всегда.

Им страшно идти в школу. В то же время ими движет желание общаться, познавать что-то новое, быть в коллективе. Без эмоций и эмоциональных связей они себя не мыслят. Поэтому противоречие — и страшно, и хочется — это про них.

Такого первоклассника нужно поддерживать в стремлении получить порцию общения, узнать что-то новое, увидеть то, чего он еще не видел. Просто необходимо поощрять его делиться с новыми друзьями чем-то вкусным и помогать во всем тем, кто нуждается в помощи. Он получает от этого процесса необычайное наслаждение. Оно заложено природой, поэтому будет очень кстати. Кроме того, для детской стайки ребенок, способный делиться, помогать бескорыстно, будет самым желанным для общения. К нему будут притягиваться окружающие, он никогда не будет изгоем, и это касается всех детей.

Страх быть обсмеянным

Он бывает только у детей с так называемым анальным вектором. От природы это самые послушные дети, привязанные к маме, которая является для них идеалом. Они медлительны, очень основательны и не любят переключаться с одного дела на другое, не доделав первое. Для них похвала — самое важное. Они же склонны обижаться и не терпят насмешек в свой адрес. Опять же, при правильном развитии эти качества превращаются в самые положительные.

Читайте также:  Изучаем инструкцию по применению к препарату Труксал: отзывы пациентов

Такого ребенка категорически нельзя торопить. Никогда и ни в чем. Необходимо давать ему время доделать все до конца. Потом обязательно похвалить, но в меру. Перехвалить тоже нельзя. Он сразу почувствует подвох. Ни в коем случае нельзя смеяться над ним и высмеивать, если что-то не получается. Иначе обида может остаться в памяти на всю жизнь. А память у таких детей самая лучшая.

Страх быть не как все

При походе в школу ребенка с анальным вектором нужно поощрять за особую тягу к знаниям, а она точно будет, если он развивается без задержек; хвалить за хорошие оценки, за чистоту и аккуратность тетради. Ему особенно нужна поддержка. Можно подсказать ему, что будет нелишним объяснять непонятное своим одноклассникам, помогать им разобраться в чем-то.

Очень хорошо было бы поговорить с учителем, чтобы старался меньше дергать и торопить такого ученика. Ну, и постоянная поддержка родителей — самое важное для неторопливого ребенка.

Если громкие звуки на перемене вызывают ужас

В каждом коллективе обязательно есть ребенок (или даже не один), который привык стоять в сторонке, не участвует в беготне, а при криках закрывает ушки руками. Это обладатель звукового вектора. Его часто считают не от мира сего. Но он более, чем нормален. Именно он может бояться школы по причине шумной обстановки в классе.

Ребенок со звуковым вектором — интроверт. Он не выносит больших компаний и громких звуков. Ему тяжело привыкнуть к школе и влиться в коллектив. В потенциале такой ребенок самый гениальный. Он всегда старается постичь смысл, очень тонко слышит звуки, часто имеет абсолютный музыкальный слух, склонен к науке. Он может стать выдающимся ученым или музыкантом.

Но это опять же — в потенциале. Для этого ему необходимо находиться в тишине. Хотя бы дома.

Ребенку со звуковым вектором нужно создавать дома абсолютную тишину. На него нельзя кричать и даже повышать голос. Именно тихую речь и шепот он способен услышать лучше всего. Ни в коем случае нельзя унижать его смыслами, обзывать глупым или бестолковым, говорить, что из него ничего не выйдет. От этого ребенок теряет способность слышать, думать, воспринимать. Он уходит в себя и отключается от мира.

Последствия

Детские патологические страхи, с которыми своевременно не боролись родители, могут закрепиться и сохраняться даже в зрелом возрасте. Так, многие взрослые боятся высоты, некоторых животных, пугаются резких звуков и темноты.

Неискорененные первые детские страхи, по мере взросления человека, приводят к развитию неуверенности в себе, формируют пониженную самооценку, вызывают постоянную тревогу и могут привести к депрессии. У женщин часто сохраняются страх смерти родителей, опоздания, войны, совершения ошибки во время работы или принятия решения. Это приводит к нарушению психологического равновесия, развитию неврозов и пониженному эмоциональному фону.

способов победить страх

Используйте детализацию. Постарайтесь прояснить, что именно пугает ребенка в данном случае. Важна деталь, например, расспрашивая ребенка о страхе перед собаками, можно выяснить, что пугает не собака вообще, а ее лай, размер или цвет. Для того, чтобы понять, что именно, задавайте как можно больше наводящих вопросов, приводите примеры. Какого роста страшная собака? Какого она цвета? Какой у нее лай, она бежит, стоит, сидит? Как далеко она находится от тебя? Это лохматая собака или у нее гладкая шерсть? Такие вопросы помогают ребенку самому осознать свой страх. Иногда этих расспросов становится достаточно, чтобы страх ушел совсем, значительно снизился или хотя бы сконцентрировался на страхе перед определенной породой собаки (которая, возможно, напугала ребенка в раннем детстве).

Исследуйте предмет страха. Если это, например, насекомые, можно купить про них книжку, рисовать и разукрашивать картинки с насекомыми, покупать тематические наклейки. То, что нам знакомо и понятно, уже не может напугать так сильно, как незнакомое.

Читайте также:  Близнецы — характеристика знака зодиака

Помогите ребенку найти способы защиты, создайте условия, при которых страх уменьшится. Если ребенок боится темноты, купите ему красивый ночник, можно наклеить рядом с кроватью сказочный персонаж, который будет служить для ребенка неким оберегом и защитником от чудовищ. Роль верного друга также может играть мягкая игрушка.

Подберите юмористический контекст для пугающей ситуации или страшного персонажа, ведь смех побеждает страх. Это можно использовать в воображении, но лучше нарисовать на бумаге. Сначала представляется пугающий персонаж или ситуация, затем ищется способ преобразования. Например, страшное привидение или Кощей Бессмертный украшается яркими бантиками, косичками и т.п.

Переведите ребенка в сильную позицию: «Чудовище злое, потому что голодное, о нем никто не заботился; оно не умеет общаться, боится людей. Помоги ему, позаботься о нем» Можно сочинить рассказ на данную тему или нарисовать рисунок, где чудовище обретает друзей, находит дом и т.д. Так же помогает способ покормить злое чудище. Предложите ребенку, дать еды приведению, живущее в шкафу или под кроватью. Кормить лучше той же едой, что есть ребенок. Возьмите блюдечко, положите туда пару конфеток или печенье и поставьте вместе с ребенком туда, где обитает его страх.

Читайте сказки, в которых герои справляются со своими страхами. Сочиняйте сказки сами. В книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» приводятся конкретные примеры сказок, помогающих ребенку справиться с различными проблемами, в том числе и со страхами. Идея книги такова: герой сказки имеет имя, похожее на имя ребёнка, и в сказочном пространстве он разрешает любые проблемы. Механизм прост: ребёнок отождествляет себя с героем и вместе с ним переживает схожие ситуации и чувства, приобретает новый опыт.

Не ждите, что после применения данных техник страхи исчезнут все и сразу. На снижение некоторых особенно застарелых страхов нужно больше времени. К тому же многие страхи будут возвращаться, но зная, как с ними бороться, вы всегда сможете помочь ребенку снизить их остроту.

Виталия

ребенок и родители, о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет Другие статьи автора

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Психотерапевтические техники

В борьбе с детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые при определенной подготовке могут использовать и родители:

Рисование

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть в окно со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

В детских учреждениях популярна игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь». Дети «превращаются» в страшного персонажа (Кощей Бессмертный, дракон и т.д.), которого называет водящий, и замирают. Водящий выбирает ребенка, у которого лучше всех получился данный персонаж, и тот становится водящим.

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?

Сказкотерапия

Читайте также:  Воздействие на человека НЛП моделирования

Этот метод используется в коррекции страхов и тревожности у детей, начиная с пяти лет. Выбирается специальная сказка или сочиняется авторская, которая отражает конкретный страх ребенка. По ходу повествования персонажи одерживают над ним победу.

Ребенок на примере сказочных героев учится смотреть своим страхам в лицо и не бояться бороться с ними.

Как победить ночные страхи?

Чтобы ребенок спокойно спал ночью без кошмарных сновидений, он должен чувствовать себя в безопасности и знать, что ему ничего не угрожает.

Как помочь ребенку справиться со своими страхами?
  1. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за то, что он капризничает и не хочет спать один. Посидите с ним рядом, успокойте, погладьте по голове, дождитесь, пока он уснет.
  2. Днем ребенку необходима двигательная активность на свежем воздухе, подвижные игры.
  3. За 2-3 часа до сна у ребенка не должно быть:
    • компьютерных игр;
    • мультфильмов и сказок с пугающими персонажами;
    • ссор и выяснения отношений в семье;
    • тяжелой пищи;
    • духоты в комнате;
    • тесной, неудобной одежды для сна.
  4. Время засыпания должно быть одним и тем же, независимо будний это или выходной день.
  5. Пробуждение ребенка не должно быть резким. Лучше использовать не будильник, а мамины прикосновения и поглаживания.
  6. Укрепляйте организм ребенка. Занятия спортом и здоровый образ жизни станут лучшей профилактикой ночных страхов.

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Как успокоить ребенка?

Ребенку нужен пример. Покажите свои школьные фотографии. Поделитесь хорошими воспоминаниями о классе и преподавателях. Вспомните неприятную ситуацию и выход из нее. Это взбодрит школьника, научит смотреть страхам в лицо.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

Как успокоить ребенка?
Берег жизни - медицинский портал о здоровье