Детская шизофрения может появиться из-за грубого отношения к ребенку

Детская шизофрения – это не отдельная болезнь, а эндогенное психическое заболевание, которые впервые проявилось в детском возрасте. Никаких особых критериев для диагностики и установления диагноза нет. Наряду с названным, используется и другой термин – детский тип шизофрении, который отражает только возраст начала заболевания. Устаревшие названия – раннее слабоумие, детское безумие.

Шизофрения у детей: симптомы и признаки

Симптомы и синдромы, которые составляют клиническую картину шизофрении у детей, настолько разнообразны, что практически при ней наблюдаются все имеющиеся психопатологические расстройства. Возрастные особенности клинической картины шизофрении у детей в значительной степени обусловлены нарушением психического развития ребенка под влиянием болезненного процесса.

У большинства детей, больных шизофренией, четко выражены:

  • снижение психической активности;
  • аутизм;
  • эмоциональное истощение;
  • неадекватность поведения;
  • часто агрессия;
  • недостаточность интеллектуального развития.

Необходимо отметить, что основные закономерности шизофрении у детей характеризуются сдвигом психопатологических расстройств менее глубоко, на целый психотический уровень, чем у взрослых. Продуктивная симптоматика шизофрении в детском возрасте характеризуется проявлениями, типичными для этого заболевания у взрослых. Однако отдельные симптомы и синдромы проявляются в незавершенной форме.

Есть ряд факторов, которые провоцируют шизофрению в детском и подростковом возрасте:

Шизофрения у детей: симптомы и признаки
  • Пубертатный период – как фактор риска при возникновении шизофрении;
  • Лихорадка, различные вирусные инфекции, которые могут спровоцировать шизофрению;
  • Черепно-мозговые травмы – позже могут дать последствия;
  • Социальные факторы, психические травмы (смерть родных, насилие), социальная отчужденность от сверстников, общества;
  • Прием больших доз алкоголя и наркотических средств.

Ключевым моментом шизофрении является распад психической деятельности. В результате происходит потеря внутреннего единства интеллекта, эмоций и волевых функций. Также теряется связь личности с внешним миром.

Дети, больные шизофренией, теряют контакт с окружающим миром. Они становятся отчужденными, замкнутыми, почти не общаются со сверстниками, ничем не интересуются. Они находятся в своем внутреннем мире, иногда их «Я» раздваивается.

Все это приводит к трудностям в обучении, полному не взаимопониманию с окружающими людьми. Если родители вовремя не обратятся к врачу за помощью, течение шизофрении может быть тяжелым и прогрессирующим, иметь неблагоприятный прогноз по заболеванию. У больных детей могут появиться галлюцинации, навязчивые мысли или состояния. Нередко бывают случаи суицида.

История изучения болезни

Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.

Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.

История изучения болезни

М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.

Читайте также:  4 совета о том, как вырастить ребенка оптимистом

Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.

Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.

История изучения болезни

В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.

Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.

Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.

История изучения болезни

Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.

По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.

Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.

История изучения болезни

Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.

В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.

Читайте также:  Как выйти из депрессии после измены мужа

К признакам шизофренических процессов она относила симптомы аутического спектра, монотонность аффекта, утрату личностного единства

История изучения болезни

Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.

История изучения болезни

На что обращать внимание?

Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

  • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
  • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
  • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
  • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
  • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

Чем болезнь опасна?

Клинические проявления детской шизофрении можно заметить задолго до развернутого состояния, когда устанавливается диагноз. Некоторые психологические особенности можно наблюдать еще в младенческом возрасте:

  • ночное беспокойство с постоянным плачем;
  • тревожный плач, который сильно отличается от такового у здорового ребенка;
  • дневная плаксивость;
  • отказ от груди на фоне полного соматического здоровья;
  • отставание в формировании моторных навыков.

Опытный врач может отметить еще парадоксальные реакции, когда младенец не реагирует на мокрые пеленки, громкие звуки и шум, оставление в одиночестве, но раздражается на приятные вещи: ласку, купание, тихие и гармоничные звуки. Такое реагирование – свидетельство вялотекущего процесса, который исподволь делает свое дело.

Чем болезнь опасна?

В раннем детском возрасте отмечаются многие дисфункции:

  • гипомимичное лицо, ребенок не ищет взглядом источник звука или яркую игрушку;
  • задержка речи при нормальном слухе;
  • речь без интонаций;
  • слабая реакция на появление родных;
  • отсутствие интереса к сверстникам и новым взрослым.
Читайте также:  Трудная жизненная ситуация у заемщика. Что делать?

Когда ребенок вступает в фазу игрового развития, симптоматика становится все более явной. Так, девочка-шизофреничка не принимает в игру никого из сверстников, потому что правила этой игры она установила сама, и они непохожи ни на какие из существующих. Больные дети не принимают ролевых игр, поскольку сам принцип преображение и воплощения в предложенный персонаж для них невозможен.

Детям доступна только игра «с правилами», причем речь не может идти ни о каком отступлении от заданных правил.

При поступлении в школу на первый план выступает отставание в учебе. Больной ребенок не может отделить главное от второстепенного, обобщает знания по формальным, вторичным признакам. У них нет живости и любознательность, свойственных детству.

Вместе с тем такие дети хорошо справляются с таблицами и графиками – видами деятельности, которые не требуют эмоционального отклика.

Чем болезнь опасна?

Ребенок не участвует в негласном соревновании за лидерство, которое есть в каждом детском коллективе. Ему не нужна оценка окружающих, поскольку это ему безразлично.

Читайте больше о том, как может проявляться детская шизофрения, в этой статье.

Советы родителям

Воспитание и совместная жизнь с ребенком больным шизофренией довольно сложные задачи и требуют большой силы воли и терпения. Самое главное, что нужно родителям сделать, это принять диагноз сына или дочери и верит в успех терапии.

Вот несколько советов специалистов:

  • не нужно спорить с ребенком о его галлюцинациях. Для детей с диагнозом шизофрения их видения часть реальности;
  • постараться создать комфортный режим и обстановку, чтобы ребенок не испытывал лишние эмоциональные перегрузки;
  • стараться обезопасить ребенка от самого себя во время психоза.

Важно вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. От этого во многом зависит дальнейшее будущее ребенка. Поэтому, заметив повторяющиеся странности в поведении ребенка, стоит обратиться к врачу, не дожидаясь первых манифестаций заболевания.

Похожие записи:

  1. Можно ли вылечить деменцию в домашних условиях? Деменция – приобретенное слабоумие, устойчивое понижение познавательной деятельности с потерей…
  2. Лечение шизофрении инсулиновой комой – насколько эффективен метод прошлого? Шизофрения — психическое заболевание, наблюдаемое чаше других психических заболеваний обычно…
  3. Симптомы стресса Современный человек почти всегда находится в состоянии стресса. Главный источник…
  4. Органическое депрессивно-тревожное расстройство Тревожные расстройства – это группа невротических расстройств с многообразной симптоматикой….
Берег жизни - медицинский портал о здоровье