Гиперактивность у грудничков: симптомы, признаки и лечение

Обычно, когда малыш шумный, шустрый и бойкий, это не вызывает никакой тревоги у родителей, наоборот, кажется, что он здоров и бодр. Однако уже с середины XX века многим детям ставят диагноз гиперактивность. Сегодня такое явление уже считается самостоятельным заболеванием и называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Что же это за недуг, почему его так часто обнаруживают у современных детей, и каковы его симптомы, рассмотрим ниже.

Кто такой гиперактивный ребенок?

Гиперактивным ребенком называется малыш, который отличается своей повышенной активностью. Он не может усидеть на месте, постоянно двигается, эмоционирует, не доводит дела до конца, поскольку легко отвлекается на другие занятия или звуки. Такие детки достаточно импульсивны, то есть практически не задумываются над совершаемыми действиями и не понимают, почему окружающие отрицательно на них реагируют.

Кто такой гиперактивный ребенок?

Ребенка с синдромом гиперактивности, или СДВГ-синдромом, легко отличить в кругу сверстников. Он постоянно находится в движении. Причем ему нужны новые эмоции, переживания, быстрая смена деятельности. По большому счету эти дети ничем не отличаются от других, однако в связи с неусидчивостью и высокой активной деятельностью у них могут возникать проблемы на уровне обучаемости. Хотя такие дети могут выделяться своим высоким уровнем интеллекта либо быть на уровне остальных.

Гиперактивность наблюдается лишь у 5% детей. Это достаточно низкий показатель, который имеет тенденцию к увеличению. Гиперактивными чаще всего становятся мальчишки, и отмечается синдром уже с раннего возраста.

Кто такой гиперактивный ребенок?

Не всегда гиперактивные дети нуждаются в лечении, поскольку их поведение является следствием неправильного родительского воспитания. Однако когда процесс запущен и у родителей уже ничего не получается сделать, следует воспользоваться психотерапевтическими услугами.

Причинами развития гиперактивности врачи выделяют:

Кто такой гиперактивный ребенок?
  1. Неблагоприятные условия течения беременности. Мать курила, принимала лекарственные препараты, вела неправильный образ жизни, постоянно подвергалась стрессам. Все это сказывается на развитии ее малыша.
  2. Родовые последствия, которые сказались на неврологической составляющей ребенка. Если была нехватка воздуха, удушье, были слишком медленные или, наоборот, стремительные роды, пришлось прибегнуть к родовой стимуляции, тогда у ребенка тоже может наблюдаться гиперактивность.
  3. Жизнь ребенка в семье. Неправильное воспитание с использованием жестких или мягких методов, неправильное питание, конфликты в семье или с ребенком, особенности темперамента, неблагоприятная обстановка в семье – все эти факторы тоже сказываются на том, каким вырастет малыш.

перейти наверх

Кто такой гиперактивный ребенок?

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.
Читайте также:  Болезнь Ниманна – Пика – клиническая картина

Симптомы

Симптомы СДВГ у подростков не такие, как у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте вместо двигательной расторможенности наблюдается лень, рассеянность, бестактность. Люди с этим диагнозом склонны откладывать важные дела, часто говорят первое, что приходит на ум. При этом они обидчивы и ранимы. Прочных дружеских связей у них, как правило, нет, так как приносить свои извинения за грубые высказывания в адрес собеседника они не умеют. В коллективе сверстников они часто оказываются изгоями.

Симптомы синдрома дефицита внимания у подростков усиливаются в результате гормональной перестройки организма. Юноши и девушки становятся мнительными, им сложно сконцентрироваться и самостоятельно решить простые интеллектуальные задачи.

Обострение симптоматики СДВГ в подростковом возрасте обусловлено повышением социальных ожиданий от индивида, возросшими требованиями со стороны родителей и школы. При этом ребенок демонстрирует одни и те же поведенческие реакции как дома, так и в образовательном учреждении.

Симптомы

Основными симптомами и признаками СДВГ у подростков являются:

  • ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, создается впечатление, что он не слышит учителя, игнорирует просьбы родителей;
  • отсутствие порядка и систематизации в личных вещах юноши или девушки;
  • подросток часто теряет перчатки, ключи, кошелек, книги, школьные тетради, дневник;
  • нетерпеливость, склонность перебивать собеседника;
  • болтливость;
  • суета при сборах на какое-либо мероприятие;
  • совершение подростком огромного количества бесполезных движений (постукивание пальцами по столу, прыжки во время ходьбы, вращательные движения кистями рук);
  • отсутствие инстинкта самосохранения и чувства опасности;
  • агрессивность;
  • обидчивость;
  • частые опоздания;
  • отсутствие стремления довести начатое дело до конца;
  • отсутствие постоянного хобби;
  • отказ от участия в творческих видах деятельности;
  • признаки формирования различных аддикций.

Врач ставит диагноз СДВГ, если признаки патологии у подростка наблюдаются в течение 6 месяцев. Единичные признаки не рассматриваются как патологические черты. При истинном синдроме у подростка будут наблюдаться 6 и более признаков недуга.

Признаки заболевания

Главными симптомами синдрома гиперактивности у взрослых являются невнимательность, чрезмерная энергичность и импульсивность. Нередко они заходят за грань допустимых возможностей и сильно утомляют организм человека, а также окружающих людей, вызывая головные боли, апатию или пресыщение общением. При этом активность пациента может резко переходить в агрессивное настроение. Некоторые клинические психологи ошибочно относят синдром к биполярному расстройству, для которого характерны схожие черты.

Следует подробнее изучить симптомы гиперактивности у взрослых для того, чтобы убедиться в наличии заболевания.

Примерами невнимательности могут стать:

Признаки заболевания
  • Неспособность сосредоточиться на задаче в течение длительного времени.
  • Плохое внимание к деталям.
  • Неорганизованность. Например, неспособность регулярно вести дневник или ежедневник.
  • Рассеянность, забывчивость.
  • Быстрое переключение внимания с одного на другое.
  • Откладывание дел.
  • Ненадежные рабочие привычки.
  • Равнодушие к планированию встреч, частые переносы.
  • Выполнение дел в последний момент: форс-мажоры, ночь перед дедлайном.
  • Мечтательность, погружение в воображаемый мир.
  • Неспособность грамотно распорядиться собственным временем.

Известны случаи, когда признаки гиперактивности у взрослых не мешали им сосредоточиться на увлечениях и хобби, однако невнимательность возвращалась в тот момент, когда интерес к занятию пропадал. Скука – основной мотиватор к переключению внимания на другой объект, потому выявлена непостоянность и в досуговой деятельности.

Нередко люди с расстройством подвержены импульсивным действиям, таким как:

  • Неумение выслушивать до конца.
  • Бросать дела, так и не заканчивая их.
  • Невозможность просчитать последствия своих действий.
  • Постоянные проблемы с деньгами из-за непредвиденных затрат.
  • Брать слишком много задач на себя, чтобы доказать превосходство.
  • Частая смена работы из-за скуки и однообразия.
  • Употребление наркотиков или алкоголя.
  • Темпераментный характер, включающий раздражительность, быстрый переход в состояние агрессии.

Симптомы гиперактивности у взрослых проявляются в следующих признаках:

Признаки заболевания
  • Взволнованность, частые переживания.
  • Неусидчивость.
  • Отсутствие чувства опасности.
  • Быстрые мысли, неспособность расслабиться перед сном при стрессовой ситуации или проблеме.
  • Отсутствие долгой концентрации на одном предмете.
  • Невозможность стоять в очередях и ждать.
  • Беспрерывные разговоры, неумение хранить секреты.

Нередко человек, переживающий все перечисленные проблемы, сталкивается с трудностями в социальном взаимодействии с окружающими. Постоянные стрессовые ситуации, желание поставить в жесткие рамки и принудительно научить дисциплине воспринимается пациентом импульсивно. Потому следует придерживаться рекомендаций специалиста: проходить терапию или принимать лекарства.

Лечение синдрома гиперактивности

При наличии у ребенка гиперактивности важно в самом раннем возрасте попасть на прием к грамотному специалисту, который, помимо медикаментозного лечения, поможет семье разобраться с проблемой и укажет на необходимость в совместных терапевтических усилиях. В случае далеко зашедшей патологии врач посоветует перевести пациента школьного возраста в специализированную школу, где будет производиться психотерапевтическая коррекция навыков.

Читайте также:  Подготовка детей к школе или в школу через год

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Важной частью восстановительного лечения гиперактивных пациентов являются физиотерапия и массаж. Основные методики:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используются в детской практике при SDVG для сосудистых, рассасывающих средств и препаратов для лечения нервной системы. В среднем терапевтический курс составляет 10 процедур по 15 минут.
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитного поля на организм. Под его влиянием снижается тонус сосудов мозга, происходит активация обмена веществ, что повышает мозговую устойчивость к кислородному голоданию. Курс лечения составляет от 10 до 15 сеансов по 15-60 минут не чаще, чем 3 раза/неделю.
  • Фотохромотерапия. Воздействие света с любым цветом спектра на биологически активные точки. В результате происходит уравновешивание процессов торможения и возбуждения нервной системы, стабилизируется эмоциональное состояние, улучшается сон, концентрация внимания. Курс лечения – 8-10 процедур по 30-40 минут.

В комплексном лечении синдрома массаж оказывает общетонизирующее воздействие на весь организм гиперактивного пациента. Один сеанс для ребенка не должен превышать 30 минут, поскольку по истечении этого времени он может перевозбудиться. Часто применяется точечный массаж и тонизирующая методика. Хороший эффект также дает аурикулотерапия (массирование 4 зон ушной раковины). Средний курс лечения – 10 процедур 2-3 раза/год.

Медикаментозное

Лечение синдрома гиперактивности

Заболевание нужно лечить медицинскими препаратами разных видов и форм. Для каждого пациента доктор подбирает самую подходящую терапевтическую схему и дозировку. Основные виды лекарственных препаратов для фармакокорекции гиперактивности:

  • Психостимуляторы. Помогают концентрировать внимание, игнорировать отвлекающие факторы. Применение стимуляторов одобрено для лечения гиперактивных детей после 6 лет и взрослых пациентов. К данной группе препаратов относятся: Амфетамин, Аддералл, Дексамфетамин, Декседрин, Декседрин спансулы, Лиздексамфетамин, Вивансе, Венвансе, Элвансе, Тивенсе, Метамфетамин, Дезоксин, Метилфенидат, Риталин, Метилин, Метадат, Концерта, Дейтрана, Пемолин, Бетанамин, Цилерт, Церактив.
  • Центральные симпатомиметики. Оказывают влияние на ЦНС. За счет возбуждения гипоталамуса оказывают стимулирующее действие на высшие отделы мозга. Самые популярные симпатомиметики: Атомоксетин, Страттера.
  • Центральные симпатолитики. Нарушают передачу возбуждения на уровне адренергических нервных волокон. Оказывают гипотензивное, седативное, антипсихотическое действие. Часто назначаемые симпатолитики: Резерпин, Гуанетидин.
  • Центральные α2-агонисты. Снижают активность симпатической нервной системы, повышают тонус блуждающего нерва. Эффективные представители данной группы: Клонидин, Гуанфацин.
  • Антидепрессанты. Подавляют депрессию путем снижения уровня нейромедиаторов. Снимают тревогу, апатию, вялость, тоску у пациентов с выраженной гиперактивностью, перетекающей в гипоактивность. Популярные антидепрессанты: Бупропион, Имипрамин, Дезипрамин, Нортриптилин, Гамк.

Коррекция поведения

С гиперактивными детьми обязательно работают психологи. Коррекция поведения проводится по следующим методикам:

  • БОС-терапия (НейроБОС). Метод биологической обратной связи, при котором повышается внимание пациента с синдромом повышенной активности, снижается импульсивность, улучшается взаимоотношение с окружающими. Суть терапии: на определенные места на теле закрепляются датчики. Пациент на мониторе видит, как ведут себя его собственные биоритмы, пробует их изменить. При правильно выполненном задании раздается звуковой сигнал. Курс состоит из 15-25 сеансов. Процедура безболезненная и интересная.
  • Психотерапевтические методы. Хорошие результаты дают когнитивно-поведенческие сеансы, когда ребенок самостоятельно формирует разные модели поведения под руководством психолога. Эффективна игровая терапия, во время которой происходит формирование внимательности и усидчивости. Снижает тревожность и утомление арт-терапия – занятия разными видами искусства (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах). Педагогические меры включают семейную терапию. Психолог рассказывает родителям об эффективных мерах влияния на ребенка, что позволяет уменьшить число конфликтов в семье, сделать воспитание легким для всех его участников.

Признаки и симптомы

Как диагностировать гиперактивность ребенка, симптомы, и что делать с этим, знает доктор. Специалисты выделяют определенные признаки гиперактивности, которые позволяют определить ее наличие у детей. Когда наблюдается гиперактивность, тогда малыши:

  • Любопытны, однако не понимают суть происходящего.
  • Любопытность не характерна для малыша, его не интересуют ответы на вопросы «почему?» и «зачем?».
  • Имеются определенные координационные аномалии в движении — неуклюжесть, неловкость, дети часто падают, что-то роняют, ломают, причем это их не расстраивает.
  • Не понимают сути определенного задания, им трудно осваивать все новое.

Признаки и симптомы

Малыш постоянно что-то роняет

Отличия гиперактивности от активности

Активный малыш в отличие от гиперактивного просто подвижен, может временами спокойно сидеть, увлеченно заниматься чем-либо, его активность целеустремлена. Он стремится все быстрее понять, усвоить, очень любопытен.

К сведению. Наблюдается адекватная реакция на замечания, свои ошибки малыши стараются не повторять.

Движения осмыслены, вещи малыш может поломать только нечаянно. Всего этого не наблюдается при гиперактивности.

В то же время гиперактивные детки считаются интеллектуально развитыми, хоть для них и характерно отсутствие сосредоточенности, конкретики в делах.

Признаки и симптомы

Явный пример непоседы

Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.

Читайте также:  Быть свекровью: 6 правил взаимодействия

Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:

  • В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
  • Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
  • Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
  • Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
  • Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
  • Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
  • Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.

  • Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
  • Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
  • Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
  • Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
  • Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
  • Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.
Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.

Полезные советы родителям

Леченем СДВГ, несомненно, должны заниматься специалисты, но родители, столкнувшиеся с этой проблемой, не должны пускать ситуацию на самотек, в этом им помогут основные рекомендации:

  • Хвалите ваше чадо за его достижения, даже самые незначительные.
  • Выделите малышу круг его обязанностей, которые он должен будет выполнять ежедневно.
  • Придерживайтесь распорядка дня всей семьей.
  • Не давайте крохе переутомляться.
  • Учите детей контролировать себя и осознавать последствия своих действий.
  • Строго соблюдайте режим сна, хороший отдых — залог успешной терапии.
  • Сохраняйте спокойствие, ведь именно на вас ориентируется малыш, и ваше поведение будет для него примером.

Дети Развитие ребенка

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте
  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Берег жизни - медицинский портал о здоровье