Групповая психотерапия — вид взаимодействия терапевта и группы людей, нуждающихся в его помощи. Этот термин может применяться к любому виду психотерапии, который проводится в групповом формате, в том числе межличностной и когнитивно-поведенческой. Но чаще всего его относят к психодинамической групповой терапии. Групповой процесс в этом случае является механизмом позволяющим проводить изучение межличностных отношений и влияющим на изменение их развития.
Существуют основные принципы и эффективные методы детской психотерапии, которые могут позволить не только провести полноценную диагностику отклонений в поведении или эмоциональных реакций, выявить их истинные причины, но и в последующем полностью скорректировать имеющиеся проблемы. Детские психотерапевты используют методики, которые существенно отличаются от таковых у взрослых пациентов. Они основаны на возрастных особенностях и психологии детей и подростков.
Тактильные раздражители, концентрация на творчестве и помощь специалиста могут существенно корректировать эмоциональные проблемы.
- Музыкотерапия – использование звуков и музыки для коррекции психического состояния. Это может быть пассивное влияние, прослушивание специально подобранных композиций, либо активное – игра на инструментах, пение, танцы. Возможно и совмещение арт-терапии с влиянием музыки, подвижные игры с музыкальным сопровождением, театр и т.д.
- Песочная терапия – это создание образов и композиций на специальном подносе с песком и светом, которые могут дать ответ – в чем проблемы у ребенка.
- Сказкотерапия – это чтение или создание психокоррекционных сказок, героев которых дети проецируют на себя. Главные герои этих сказок преодолевают трудности, которые типичны для ребенка. В результате они подсказывают пути решения проблем самого малыша. Ребенок может самостоятельно находить пути решения или с подсказками психотерапевта.
- Детям школьного и подросткового возраста может потребоваться когнитивно-поведенческая терапия. Она позволяет регулировать эмоции, переоценивать ситуации, посмотреть на них под другим углом. Это со временем меняет отношение к ситуации и эмоции, которые она вызывает.
Источники:
- Групповая психотерапия, комбинированная …
- Групповая психотерапия, комбинированная …
- Психотерапия в узком смысле. Групповая …
- Индивидуальная и групповая психотерапия …
- Основные подходы и методы психотерапии
- Групповая психотерапия, комбинированная …
- Групповая психотерапия, комбинированная …
- Отличие групповой терапии от индивидуальной
- Психотерапия в узком смысле. Групповая …
- Психотерапия зависимостей — презентация …
- Н.В. Александрова, Н.Г. Денисова, О.Е Николаева. Детская психотерапия: истоки, опыт и перспективы // Омский психиатрический журнал, 2018, №4(18),
- А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования, 2018,
- Morshed N, Babamiri M, Zemestani M, Alipour N. A Comparative Study on the Effectiveness of Individual and Group Play Therapy on Symptoms of Oppositional Defiant Disorderamong Children // Korean J Fam Med. 2019 Nov;40(6):368-372. doi: Epub 2019 Jan 9
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Все врачи детские психотерапевты
- Все врачи
- пр-т Ударников, д. 19 корп. 1
-
-
Никитина Елена Ивановна
Основная специальность: психотерапевт
Стаж: 40 лет
Приём:
пр-т Ударников, д. 19 корп. 1 (м. Ладожская)
Цена приёма: 1750 рублей Что входит в стоимость?
Запись на приём
-
-
-
-
Никитина Елена Ивановна
Основная специальность: психотерапевт
Стаж: 40 лет
Приём:
пр-т Ударников, д. 19 корп. 1 (м. Ладожская)
Цена приёма: 1750 рублей Что входит в стоимость?
Запись на приём
-
-
-
Типы групп
ASGW были разработаны образовательные стандарты для следующих типов групп:
Ориентационные/психолого-образовательные группы
Группы консультирования/группы решения межличностных проблем
Группы психотерапии и личностной реконструкции
Целевые группы
Т-группы
Группы встреч
Групповой марафон
Психодрама
Группы самопомощи/поддержки
Традиционные типы групп
Ориентационные/психолого-образовательные группы (психолого-образовательные группы в студенческих городках университетов и колледжей)
Работа профилактического или обучающего характера.
Цель — научить участников группы правильно вести себя ситуациях, связанных с потенциальной опасностью (например, СПИДа), справляться с проблемами жизненного развития (например, старения) или с непредвиденными жизненными кризисами (такими, как смерть любимого человека), сдерживание агрессии, отношения между полами и овладение учебными навыками.
Группы этого типа обычно работают в образовательных учреждениях.
Одна из наиболее важных частей рабочего процесса — обсуждение того, как участники группы могут индивидуализировать информацию, получаемую в контексте групповой работы.
Используются различные учебные материалы:
- незаконченные рассказы,
- кукольные игры,
- фильмы,
- аудиозаписи интервью,
- выступления приглашенных докладчиков.
В работе со взрослыми используются другие, соответствующие возрасту, средства (письменные материалы).
Эта форма групповой работал носит кратковременный характер.
Группы консультирования/группы решения межличностных проблем
Цель — помочь своим участникам решать обычные, однако зачастую трудные жизненные проблемы с помощью межличностной поддержки и путем совместного решения задач.
Дополнительная цель — помочь участникам группы развить навыки решения задач межличностного общения.
Часто групповая работа не имеет четко выраженной профориентационной, образовательной, личностной, социальной или развивающей направленности.
Признаки, различающие группы решения межличностных проблем и психолого-образовательные группы.
- Групповое консультирование больше подходят для разрешения временных или длительно существующих психологических проблем, в то время как ориентационную и психолого-образовательную групповую работу рекомендуется проводить в качестве регулярного образовательного мероприятия, направленного на личностный рост участников группы.
- Групповое консультирование более направленно, чем психолого-образовательная групповая работа, пытается изменить установки и поведение.
- Групповое консультирование предполагает эмоциональное вовлечение участников, а ориентационные и психолого-образовательные группы больше концентрируются на достижении понимания участников.
- Групповое консультирование проводится в небольшом помещении, в доверительной обстановке, в то время как психолого-образовательным группам более соответствуют условия классных занятий.
Пример группового консультировании — структурированные групповые занятия, направленные на облегчение перехода выпускников средней школы к обучению в колледже или к военной службе. Они дают учащимся возможность разобраться в сложном переплетении эмоций, которые они переживают в этот момент, обеспечивают информацией, помогающей выработать благоприятное познавательное отношение к тому, чем они собираются заниматься.
В групповом консультировании каждый участник получает «эфирное время», возможность рассказать о своих собственных проблемах. Взаимодействие членов группы и персонализация информации больше, чем в психолого-образовательных группах.
Новые тесты
- Любите ли Вы себя? Довольны ли Вы собой? Сова или Жаворонок? Принадлежите ли вы к оптимистам? Велики ли глаза у страха? Умеете ли вы радоваться? Жил человек рассеянный Любите меня Ваша сексуальность Настоящий мужчина — это… Узнайте особенности характера вашего ребенка
- Индивидуальная психотерапия
- Психотерапия с детьми. Групповая и …
- Исследование психотерапии и …
- Групповая психотерапия для детей …
- Психотерапия в узком смысле. Групповая …
- Групповая и индивидуальная психотерапия …
- Психотерапия индивидуальная и групповая …
- Семейная, групповая психотерапия в …
- Спасите наши души, или где найти …
- Групповая психотерапия, комбинированная …
- Как правильно спорить с мужем? Как завоевать уважение окружающих Как побороть страх и неуверенность в себе? 10 способов поднять себе настроение Какая помощь нужна человеку в стрессовой ситуации? Как сделать брак благополучным? Планирование и его опасности Психология спорта: дыхание и состояние
Основы групповой психотерапии
И. Д. Ялом, американский экзистенциальный психиатр, в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» указал ряд важных для этого вида терапевтических факторов.
Они свойственны подавляющему большинству групп:
- Внушение надежды. Участники группы, находящиеся на более высоком уровне восстановления и реально демонстрирующие эффективность применяемых методов, служат примером для остальных.
- Альтруизм. Все активно помогают друг другу, повышая тем самым собственную самооценку.
- Всеобщность. Опыт преодоления проблем, обмен чувствами и ощущениями устраняют изолированность между членами группы.
- Корректирующий перепросмотр первичного семейного опыта. Участники часто неосознанно отождествляют терапевта и всю группу со своей семьей. Помощь специалиста в этом случае направлена на исключение бессознательного повторения прошлых бесполезных паттернов в настоящем времени.
- Развитие способов и методов общения. Взаимодействие в группе позволяет улучшать социальные навыки участников и их межличностное взаимодействие.
- Экзистенциальные данности. Осознание ответственности за все решения, принятые ранее, принятие их последствий.
- Подражание другим. В качестве примера обычно выбирают терапевта или более успешного члена группы. Способ, реально ускоряющий развитие социальных навыков, включает в себя процессы моделирования, наблюдения и подражания.
- Межличностное обучение. Возможность достичь в группе более высокого уровня самосознания, связана с процессами взаимодействия между участниками и получением откликов, характеризующих их поведение.
- Самоосознание. Благодаря успешному межличностному обучению, члены группы приходят к более глубокому пониманию бессознательных мотивов и многих проблем, которые влияют на их поведение.
- Катарсис. Освобождение от негативных переживаний. Достигается путем свободного выражения сопутствующих им эмоций.
Особенно актуальна эта форма психотерапии для психотических подростков. Хороший эффект также дает планомерная работа с выздоравливающими наркоманами.