Групповая психотерапия — эффективный путь развития личности

Групповая психотерапия — вид взаимодействия терапевта и группы людей, нуждающихся в его помощи. Этот термин может применяться к любому виду психотерапии, который проводится в групповом формате, в том числе межличностной и когнитивно-поведенческой. Но чаще всего его относят к психодинамической групповой терапии. Групповой процесс в этом случае является механизмом позволяющим проводить изучение межличностных отношений и влияющим на изменение их развития.

Существуют основные принципы и эффективные методы детской психотерапии, которые могут позволить не только провести полноценную диагностику отклонений в поведении или эмоциональных реакций, выявить их истинные причины, но и в последующем полностью скорректировать имеющиеся проблемы. Детские психотерапевты используют методики, которые существенно отличаются от таковых у взрослых пациентов. Они основаны на возрастных особенностях и психологии детей и подростков.

Тактильные раздражители, концентрация на творчестве и помощь специалиста могут существенно корректировать эмоциональные проблемы.

  • Музыкотерапия – использование звуков и музыки для коррекции психического состояния. Это может быть пассивное влияние, прослушивание специально подобранных композиций, либо активное – игра на инструментах, пение, танцы. Возможно и совмещение арт-терапии с влиянием музыки, подвижные игры с музыкальным сопровождением, театр и т.д.
  • Песочная терапия – это создание образов и композиций на специальном подносе с песком и светом, которые могут дать ответ – в чем проблемы у ребенка.
  • Сказкотерапия – это чтение или создание психокоррекционных сказок, героев которых дети проецируют на себя. Главные герои этих сказок преодолевают трудности, которые типичны для ребенка. В результате они подсказывают пути решения проблем самого малыша. Ребенок может самостоятельно находить пути решения или с подсказками психотерапевта.
  • Детям школьного и подросткового возраста может потребоваться когнитивно-поведенческая терапия. Она позволяет регулировать эмоции, переоценивать ситуации, посмотреть на них под другим углом. Это со временем меняет отношение к ситуации и эмоции, которые она вызывает.

Источники:

  1. Н.В. Александрова, Н.Г. Денисова, О.Е Николаева. Детская психотерапия: истоки, опыт и перспективы // Омский психиатрический журнал, 2018, №4(18),
  2. А.Р. Нуриева, Ф.С. Газизова, Т.Н. Галич. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования, 2018,
  3. Morshed N, Babamiri M, Zemestani M, Alipour N. A Comparative Study on the Effectiveness of Individual and Group Play Therapy on Symptoms of Oppositional Defiant Disorderamong Children // Korean J Fam Med. 2019 Nov;40(6):368-372. doi: Epub 2019 Jan 9

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Все врачи детские психотерапевты

  • Все врачи
  • пр-т Ударников, д. 19 корп. 1
    • Никитина Елена Ивановна

      Основная специальность: психотерапевт

      Стаж: 40 лет

      Приём:

      пр-т Ударников, д. 19 корп. 1 (м. Ладожская)

      Цена приёма: 1750 рублей Что входит в стоимость?

      Запись на приём

    • Никитина Елена Ивановна

      Основная специальность: психотерапевт

      Стаж: 40 лет

      Приём:

      пр-т Ударников, д. 19 корп. 1 (м. Ладожская)

      Цена приёма: 1750 рублей Что входит в стоимость?

      Запись на приём

Типы групп

ASGW были разработаны образовательные стандарты для следующих типов групп:

Ориентационные/психолого-образовательные группы

Группы консультирования/группы решения межличностных проблем

Группы психотерапии и личностной реконструкции

Целевые группы

Т-группы

Группы встреч

Групповой марафон

Психодрама

Группы самопомощи/поддержки

Традиционные типы групп

Ориентационные/психолого-образовательные группы (психолого-образовательные группы в студенческих городках университетов и колледжей)

Работа профилактического или обучающего характера.

Цель — научить участников группы правильно вести себя ситуациях, связанных с потенциальной опасностью (например, СПИДа), справляться с проблемами жизненного развития (например, старения) или с непредвиденными жизненными кризисами (такими, как смерть любимого человека), сдерживание агрессии, отношения между полами и овладение учебными навыками.

Группы этого типа обычно работают в образовательных учреждениях.

Одна из наиболее важных частей рабочего процесса — обсуждение того, как участники группы могут индивидуализировать информацию, получаемую в контексте групповой работы.

Используются различные учебные материалы:

  1. незаконченные рассказы,
  2. кукольные игры,
  3. фильмы,
  4. аудиозаписи интервью,
  5. выступления приглашенных докладчиков.

В работе со взрослыми используются другие, соответствующие возрасту, средства (письменные материалы).

Эта форма групповой работал носит кратковременный характер.

Группы консультирования/группы решения межличностных проблем

Цель — помочь своим участникам решать обычные, однако зачастую трудные жизненные проблемы с помощью межличностной поддержки и путем совместного решения задач.

Дополнительная цель — помочь участникам группы развить навыки решения задач межличностного общения.

Часто групповая работа не имеет четко выраженной профориентационной, образовательной, личностной, социальной или развивающей направленности.

Признаки, различающие группы решения межличностных проблем и психолого-образовательные группы.

  1. Групповое консультирование больше подходят для разрешения временных или длительно существующих психологических проблем, в то время как ориентационную и психолого-образовательную групповую работу рекомендуется проводить в качестве регулярного образовательного мероприятия, направленного на личностный рост участников группы.
  2. Групповое консультирование более направленно, чем психолого-образовательная групповая работа, пытается изменить установки и поведение.
  3. Групповое консультирование предполагает эмоциональное вовлечение участников, а ориентационные и психолого-образовательные группы больше концентрируются на достижении понимания участников.
  4. Групповое консультирование проводится в небольшом помещении, в доверительной обстановке, в то время как психолого-образовательным группам более соответствуют условия классных занятий.

Пример группового консультировании — структурированные групповые занятия, направленные на облегчение перехода выпускников средней школы к обучению в колледже или к военной службе. Они дают учащимся возможность разобраться в сложном переплетении эмоций, которые они переживают в этот момент, обеспечивают информацией, помогающей выработать благоприятное познавательное отношение к тому, чем они собираются заниматься.

В групповом консультировании каждый участник получает «эфирное время», возможность рассказать о своих собственных проблемах. Взаимодействие членов группы и персонализация информации больше, чем в психолого-образовательных группах.

Новые тесты

    Любите ли Вы себя? Довольны ли Вы собой? Сова или Жаворонок? Принадлежите ли вы к оптимистам? Велики ли глаза у страха? Умеете ли вы радоваться? Жил человек рассеянный Любите меня Ваша сексуальность Настоящий мужчина — это… Узнайте особенности характера вашего ребенка

Новые статьи

    Как правильно спорить с мужем? Как завоевать уважение окружающих Как побороть страх и неуверенность в себе? 10 способов поднять себе настроение Какая помощь нужна человеку в стрессовой ситуации? Как сделать брак благополучным? Планирование и его опасности Психология спорта: дыхание и состояние

Основы групповой психотерапии

И. Д. Ялом, американский экзистенциальный психиатр, в своей работе «Теория и практика групповой психотерапии» указал ряд важных для этого вида терапевтических факторов.

Они свойственны подавляющему большинству групп:

  1. Внушение надежды. Участники группы, находящиеся на более высоком уровне восстановления и реально демонстрирующие эффективность применяемых методов, служат примером для остальных.
  2. Альтруизм. Все активно помогают друг другу, повышая тем самым собственную самооценку.
  3. Всеобщность. Опыт преодоления проблем, обмен чувствами и ощущениями устраняют изолированность между членами группы.
  4. Корректирующий перепросмотр первичного семейного опыта. Участники часто неосознанно отождествляют терапевта и всю группу со своей семьей. Помощь специалиста в этом случае направлена на исключение бессознательного повторения прошлых бесполезных паттернов в настоящем времени.
  5. Развитие способов и методов общения. Взаимодействие в группе позволяет улучшать социальные навыки участников и их межличностное взаимодействие.
  6. Экзистенциальные данности. Осознание ответственности за все решения, принятые ранее, принятие их последствий.
  7. Подражание другим. В качестве примера обычно выбирают терапевта или более успешного члена группы. Способ, реально ускоряющий развитие социальных навыков, включает в себя процессы моделирования, наблюдения и подражания.
  8. Межличностное обучение. Возможность достичь в группе более высокого уровня самосознания, связана с процессами взаимодействия между участниками и получением откликов, характеризующих их поведение.
  9. Самоосознание. Благодаря успешному межличностному обучению, члены группы приходят к более глубокому пониманию бессознательных мотивов и многих проблем, которые влияют на их поведение.
  10. Катарсис. Освобождение от негативных переживаний. Достигается путем свободного выражения сопутствующих им эмоций.

Особенно актуальна эта форма психотерапии для психотических подростков. Хороший эффект также дает планомерная работа с выздоравливающими наркоманами.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье