Как готовиться к школе без стресса и нравоучений

Наступает утро. За окном солнышко, день — чудесный. И тут, как гром среди ясного неба — осознание необходимости снова идти в школу. Сразу день становится серым, на душе кошки скребут и никакого настроения идти в учебное заведение нет. Знакомая ситуация? Оказывается, психологи уже давно разработали весьма действенные советы, как преодолеть это состояние и они доступны каждому. Проверьте их эффективность и вы.

Совет № 1: Выясните причину

В первую очередь, выясните причину: почему вам не хочется идти в школу. Причины могут быть разными: не выучили домашнее задание, нет взаимопонимания с одноклассниками, по расписанию — нелюбимый урок, плохо себя чувствуете или что-то другое. Сформулируйте для себя эту причину целиком: «Я сегодня не хочу идти в школу, так как…

  • не хочу выглядеть смешно перед одноклассниками;
  • не хочу ощущать себя одиноким;
  • не люблю физику;
  • болею.

В каждом конкретном случае нужно понять, что является решением проблемы:

  • Я не хочу выглядеть смешно перед одноклассниками, поэтому мне надо хорошо учить домашние задания.
  • Я не хочу ощущать себя одиноким, поэтому мне надо завести друга среди одноклассников.
  • Я не люблю физику, но это — всего лишь один урок из пяти и я к нему готов.
  • Я болею, поэтому сначала зайду в поликлинику.

Причина

Причин того, что ребенок не желает идти в школу, может быть много. Самая простая и банальная – например, кто-то из детей старшего возраста рассказал вашему ребенку, что в школе совсем не так весело и хорошо, как рассказывают взрослые. “Учиться – это сложно, уроки надо учить, оценки ставят не всегда те, что хочется, учитель ругается, времени погулять мало” и т.д. В таком случае, задание родителей –  убедить ребенка в том, что это не так. Мультфильмы и кинофильмы про школу, книги, собственный жизненный опыт помогут вам в этом. Согласитесь, что рассказ отца или мамы будет намного авторитетней, чем рассказ знакомого во дворе. Выявляйте свои актерские способности, рассказывайте ребенку интересные и веселые моменты со своей школьной жизни.

У ребенка может сложится плохое представление о школе, если родители или воспитатели переусердствовали с подготовкой. Сегодня много родителей хотят, чтобы будущий ученик умел и читать, и писать, и считать как минимум  до 100. Поэтому,  детей с очень маленького возраста уже отдают в разные подготовительные  школы. Но,  стоит учитывать, что программы подобных курсов не соответствуют нормальным  психологическим требованиям ребенка дошкольника. Кроме того, занятие в таких школах очень часто проводиться вечером после садика или у выходные дни. Тогда ребенок теряет час, когда он должен играть и гулять. Занимаясь в таком режиме, дети понимают, что учеба – это сложно и нудно. Результат – отсутствие желания ходить в школу.

Быть готовым к школе – не означает уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – означает быть готовым всему этому научиться.

Иногда случается, что родители не уделяют нужного внимания вопросу учебы. Не отвечают на детские вопросы о школе и считают, что рано об этом говорить.

Но, все-таки, отсутствие желания идти в школу объясняется тем, что ребенок не готов к смене обстановки к которой привык. Ему хочется играть, вместо того, чтобы сидеть за партой. Поэтому, нужно убедится, что учеба в классе соответствует принципам, которые рассчитаны на детей 6 лет:

  • Например, материал должен излагаться так, чтобы ребенок мог видеть все то, о чем рассказывает учитель.
  • Уроки, обязательно, должны проходить в игровой форме и длиться не более 45 минут. Потому что в таком раннем возрасте ребенок не способен так долго удерживать внимание и сидеть неподвижно, слушая учителя.
Читайте также:  Как не остаться ночевать на улице в чужом городе во время путешествия

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?

– Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

–  Пообщайтесь с учительницей. Общение стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные эмоции, и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

– Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

–  Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

– Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

– Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

–  Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.

Подготовка к школе: что важно? или Учим учиться.

Конечно, обучение чтению и письму, умению считать и решать задачи это важно.

Но, несмотря на все вышесказанное, смысл обучения состоит не в заучивании конкретных сведений и не в отработке навыков (это как бы само собой разумеющееся, но не главное).

Смысл в том, что информация должна быть, не просто выучена, а понята и усвоена. Выучить правило, формулу, теорему может любой ученик, а пользоваться ими умеет далеко не каждый. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок отвечает правило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задачу. Это говорит о том, что главная проблема не в памяти (хотя она тоже нужна). У ребенка должно развиваться мышление. Мы не получаем его в готовом виде при рождении. Оно развивается постепенно и к 7-8 годам может не сформироваться без целенаправленной работы. Нужно научить ребенка думать, анализировать, систематизировать, в конце концов пользоваться теми знаниями, которые у него есть.

Что еще важно при подготовке к школе?

Давайте посмотрим, что же происходит на уроке в школе? Урок на 60-70% состоит из устных рассказов учителя. Но восприятие информации на слух не является простым  и автоматическим процессом. Чтобы понимать объяснения, ребенок должен:

  • знать слова, которые он слышит, а следовательно иметь богатый словарный запас (что среди современных детей, к сожалению, становится редкостью)
  • обладать грамматически правильной речью
  • владеть хорошо развитой разговорной речью

Зачем все это нужно? Да потому что, когда мы слушаем, то мысленно как бы повторяем услышанное, но не буквально, а «своими» словами, теми, которыми владеем и смысл которых понимаем. И запоминаем мы не то, что говорит другой человек, а то, что мы повторяем за его речью.

Читайте также:  Важность невербального общения и способы его прочтения

В этом можно убедиться на собственном опыте. Попробуйте прослушать информацию на малознакомом иностранном языке. Реально вы услышите и сможете повторить только отдельные слова или словосочетания. И чем дольше вы будете слушать, не понимая, тем труднее вам будет удерживать внимание. Постепенно вы отвлечетесь, перестанете следить за речью и что-то мысленно повторять. Речь будет восприниматься, как шум.

Поэтому важно развивать речь ребенка.

Итак, что у нас получилось?

Кроме определенного багажа знаний, которые помогут первокласснику влиться в учебный процесс и осилить первый класс, подготовка к школе научит его воспринимать информацию и применять ее в конкретных ситуациях. А проще говоря, нужно научить детей учиться.

Если школьный материал забыт

Нельзя допускать мысли, что, как было перед летними каникулами, так будет и в начале осени. Поэтому уделю внимания и подготовке школьника.

  • Программа не будет ждать, пока все вольются в процесс. Нужно, чтобы кроха после лета уже ощущал себя задействованным в учебном процессе. В этом поможет нагрузка на каникулах. Пусть и минимальная, но она нужна. Она должна включать:
  • Повторение пройденного.
  • Начало освоения нового материала по всем предметам. Как правило, учебники на руках, да и интернет поможет. А потому, с поиском информации проблем не будет.
  • Стоит учесть, что и сами дети изменились, а потому обязательно вашему малышу придется заново завоевывать авторитет среди сверстников.

Каждый раз в начале учебного года повторяется одна и та же картина. Все соскучились, но всем еще и интересно, какой у него статус. А потому с 1 сентября начинается проверка, которую соученики устраивают друг другу, чтобы узнать, какой властью и силой над другими они обладают.

Важно помочь психологически адаптироваться детям. Как это можно сделать:

Кстати, если ребенку не придется сильно «отвлекаться» на освоения нового материала (то есть мы выполним пп.1 из этого списка), ему легче: он будет спокойнее и увереннее в себе.  Можно дополнительно развивать усидчивость с помощью упражнений. Это обязательно почувствуют и оценят ребята. 

Выводы

Дай бог каждому понять смысл всех слов, которые я тут написал. Необходимо любить детей. Но не за любить. Воспитывать, но не унижать. На самом деле идеала воспитания нет, все равно, что то проскочит негативное. Но нельзя же быть во всем только хорошим, а то иначе могут быть алкоголизм и наркомания.

А плохое необходимо принимать в себе, понимать, что без этого не куда и честно относиться к себе, такие, какие мы есть.

Благодарю за то, что дочитали статью, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки. Возможно, я не все тут расписал, но, тем не менее, этого достаточно, что бы понять всю соль проблем «Отцов и детей»

Благодарю читателей за оценки и репосты! Прошу извинить за мои ОШИБКИ в тексте, к сожалению я большой специалист в психологии, а не в грамотности)) Записывайтесь на бесплатную 15-ти минутную консультацию сейчас! Так же читайте отзывы о моей работе. Качайте сейчас  руководство по изменению себя.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Почему дети не хотят учиться?

Что мешает детям получать знания? Почему одни впитывают кожей каждое слово, а другие не понимают с двадцатого раза?

Распространенные причины:

плохая обстановка дома;

Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.

плохие отношения с родителями;

Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.

А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.

Читайте также:  Панические атаки, симптомы, причины панического расстройства

стресс;

Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.

травля в школе;

Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.

Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.

Почему дети не хотят учиться?

отсутствие интереса;

Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.</p>

Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.

Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.

отсутствие контакта с учителем, с классом;

Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.

Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.

большая нагрузка;

Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.

отсутствие примера.

Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?

Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.

Мотивируйте правильно

Родители – это главные люди в жизни ребенка, это его защитники, воспитатели и соратники. Поэтому родителям так важно обеспечить хорошую психологическую подготовку ребенка к обучению. Хорошая мотивация лежит в основе такой подготовки.

  • Наполните учебный год смыслом и приучайте к целеустремленности. Предложите составить список целей. Не давите – это его право отказаться делать это, ведь его цели – это сугубо личное, и вы должны уважать личные границы ребенка. Но попробуйте замотивировать. Расскажите о том, как вы составляете цели, например, перед новым годом, как это помогает вам получить желаемое и в следствие этого чувствовать себя лучше. Правильный подход замотивирует ребенка к действию, и учебный год станет более ожидаемым и наполненным смыслом.
  • Предложите поделиться своими целями с желанием помочь некоторые из них воплотить. Например, если ребенок хочет начать играть в футбол и достичь определенных результатов, вы с удовольствием поможете ему в этом, найдя подходящую секцию, поможете подготовиться к будущим соревнованиям.
  • Привлеките свое чадо к шопингу. Конечно, не всегда приятно в жаркое августовское воскресенье бегать по переполненным школьным ярмаркам в поисках лучшего ранца или школьной формы, но ребенок должен в этом участвовать. Важно, чтобы хотя бы часть вещей он выбрал самостоятельно – так он вспомнит о школе еще раз, создаст свою личную атмосферу и будет в приятном предвкушении использования своего «особенного» пенала или блокнота. Это очень важный пункт, потому что именно он избавляет от ассоциации, что школа – это что-то «навязанное» взрослыми и такое нежеланное.
  • Хорошей мотивацией может стать возврат в любимые и привычные места: секции, кружки, дополнительные уроки музыки и рисования, друзья или любимое место в городе. Расспросите ребенка, пускай он помечтает и захочет поскорее вернуться к будничной жизни со своими положительными и особыми моментами. Предложите посетить любимое место, парк развлечений, кино в первый день после школы или ближайшие выходные, ведь 1 сентября – это праздник.
Берег жизни - медицинский портал о здоровье