Психологи делят детство ребенка на отдельные периоды, в каждом из которых происходит свой переломный момент, приходит осознание и понимание или неприятие тех или иных понятий окружающего мира.
Учимся распознать кризис по признакам
Как и в любом другом случае, данное состояние у ребенка тоже имеет свои отличительные признаки. Узнав их, родители могут не испугаться и зря не переживать.
- У малыша резко меняется поведение – ребенок, который раньше был активным, всегда в хорошем настроении, вдруг теряет своё настроение. Он по большей части бывает недовольным и даже любимые занятия и процедуры, которые всегда доставляли ему приятные ощущения, становятся ему в тягость и он может отказаться от их выполнения. Это может быть как плавание, так и любимая игра и даже прогулка. К тому же малыш становится агрессивным.
- Противоречия в его поведении – во время кризиса кроха может хотеть что-то (к примеру, игрушку), но потом сразу же отказаться от него. Это касается и его желаний, малыш может проситься к вам на ручки, а потом ударить вас.
- Требование к вниманию – еще одним явным признаком кризиса первого года является его желание быть в центре внимания всех. Он может показывать чувства ревности, требовать, чтобы все смотрели на него, проводили с ним время и тому подобное.
- Обидчивость – малыш в этот период становится очень чувствительным и может очень легко обижаться, когда взрослые делают ему замечание.
- Упрямство – непослушание и упорство становятся его каждодневным поведением.
- Беспричинные капризы и истерики – именно в этот период у малышей начинаются капризы и истерики, без особых поводов и причин.

Это самые явные признаки того, что у малыша кризис. Ко всем выше описанным признакам надо добавить еще и то, что малыш боится потерять маму из виду. И когда она отходит, даже на несколько минут, у него начинается самая настоящая истерика.
Как сгладить проявления кризиса одного года
Чтобы менее болезненно пройти этот этап в развитии и сохранить психологическое здоровье малыша и родителей, необходимо прислушаться к следующим рекомендациям психологов.

- Предоставьте ребёнку больше самостоятельности при познании окружающего мира. Конечно, в разумных пределах и под контролем взрослого. Для нормального развития ребёнку нужно учиться действовать самому. Если за него все будет делать мама, то ребёнок не получит необходимых умений и навыков. Установление многочисленных запретов не даёт ребёнку полноценно развиваться.
- Запрещать то, что может нанести вред физическому и психическому здоровью ребёнка.
- Убрать опасные и важные для родителей вещи с поля зрения малыша, чтобы не провоцировать появления истерик.
- Переключать внимание ребёнка на другой объект во время эмоциональных вспышек, предугадывать ситуации, которые могут привести к ним.
- Избегать в беседе с ребёнком слова «нельзя» и «нет», а также частицы «не». На них ребёнок реагирует особенно остро.
- Проявлять терпение и выдержку, управлять действиями ребёнка спокойным доброжелательным тоном (не кричать, не бить, не швырять).
- Демонстрировать ребёнку любовь к нему и принятие его любого – капризного и послушного, обнимать, целовать, говорить о любви, называть ласковыми словами.
- Быть последовательными в своих запретах и разрешениях! Если что-то запрещено, то нужно придерживаться этого постоянно. Иначе ребёнок поймёт, что капризами можно добиться желаемого. Если не разрешили совершить какое-то действие, вытерпите последствия.
- Согласованность в требованиях всех взрослых, которые причастны к воспитанию ребёнка. Таким образом малыш быстрее к ним привыкнет. Если мама будет запрещать какое-то действие, а бабушка разрешать его, то это только запутает ребёнка.

Если соблюдать эти простые рекомендации, то ребёнок быстро и успешно справиться с кризисом. И роль родителя здесь велика. Именно он ведёт малолетнего ребёнка в развитии за собой. Необходимо взять всю ответственность на свои родительские плечи. Быть настойчивым в своих требованиях, терпеливым и, конечно же, примером для ребёнка. Если крик в семье – это норма общения, то какого поведения тогда ждать от ребёнка?


Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Как проявляются
Общие признаки поведения, характерные в периоды кризиса:
- Не действуют на ребенка раннее использованные меры, не работает ни похвала, ни наказание, кажется что он полностью не управляем;
- Становится очень чувствительным и раздражительным;
- Без особой причины вступает в конфликты с окружающими;
- Не слышит и не хочет слышать окружающих;
- Излишне возбужден или наоборот слишком подавлен;
- Не уступает, настаивает на своем;
- Снижается успеваемость, нежелание чем-либо заниматься;
- Не уравновешен;
- Плохо и беспокойно спит или не может самостоятельно заснуть;
- Частые истерики.

Но это не означает, что они обязательно должны быть у каждого ребенка!
Можно выделить несколько основных кризисных моментов, они обусловлены этапами развития нервной системы ребенка.
Глубинные камни преткновения
Развитие идет очень быстро и ребенок не может осознать, что с ним происходит. Проявление собственного «Я» требует определенных действий без помощи мамы. Такие фразы, как «Сам» появляются в лексиконе всё чаще и чаще. Это не что иное, как проявление независимости, несогласия. Здесь следует изменить линию родительской опеки и позволить самому сделать несколько шагов. Да, может быть не всё будет гладко, но он поймет, что нужно стараться и учиться.
Чтобы исключить деспотизм, все родственники должны придерживаться общей линии взаимодействия с малышом. Нельзя давать основания думать бабушка добрая, а мама ругается. Если он что-то совершил, то показать недовольство должна вся семья.
- Кризис 1 года у ребенка — возрастная …
- Кризис 1 года у ребенка …
- Кризисы 1 года 3-х и 7 лет
- Кризис 1 года у ребенка — возрастная …
- Кризис 1 года: причины и особенности …
- Кризис одного года у ребенка …
- Кризис 1 года у ребенка — возрастная …
- Кризис одного года — Психологос
- Кризис 1 года у ребенка — возрастная …
- Общая характеристика кризисов развития …
Поймите для себя и уложите в голове, что это уже не пухлый карапуз, мирно сопящий в детской кроватке. Это маленький человек со своим характером и желаниями. Надлежит и относиться к нему в соответствии с возрастными требованиями. С кризисом первого года жизни не стоит шутить.
Продолжительность перестройки личности происходит от нескольких недель до нескольких месяцев, но обычно заканчивается к 2 годам. Чем раньше начнете снимать ограничения, тем быстрее мозг ребенка адаптируется. Конечно, в большей степени это зависит от личностных качеств и эмоционального настроя вашего малыша. Но сделайте всё, что в ваших силах для минимизации психологических рисков для неокрепшего детского разума.
Причины
Возрастная психология детей первых лет жизни определяет такие причины кризиса 1 года:
- Увеличение двигательной и познавательной деятельности ребенка;
- Лишние запреты на исследовательскую активность малыша со стороны родителей;
- Невозможность ребенка вести диалог с взрослыми (отсутствие речи);
- Непонимание родителями возрастных особенностей ребенка.
Таким образом, подросший ребенок активизируется и начинает действовать самостоятельно. Родители же не готовы к тому, чтобы их малыш, которого они привыкли опекать и оберегать от всего опасного, учился на своих ошибках. Они начинают ему все запрещать. Это вызывает негативные эмоции у крохи. Он пытается донести взрослым свое виденье ситуации, но не может это сделать. У него пока отсутствует речь, а родители не понимают его позывы.
Опасные моменты самостоятельности ребенка в год
Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.
У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?
Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.
- Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;
Но можно пойти и по иному пути.
- Психическое развитие ребенка в …
- Детские возрастные кризисы …
- Кризисы 1 года 3-х и 7 лет
- Кризис 1 года: причины и особенности …
- Кризис трех лет — Психологос
- Занятия 2 семестр
- 1 год: кризис одного года — Статьи — 1 …
- Опросник проявлений кризиса одного года …
- Что такое кризис первого года и как его …
- Кризис семи лет — online presentation
- Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но только под вашим неусыпным контролем.
Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.
Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:
- Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
- Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
- В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.