Как правильно говорить ребенку «нельзя»: 8 советов психолога

Часто можно услышать, как родители говорят: «Я тебя такого непослушного не люблю» или «Хорошие девочки так себя не ведут». Такими фразами можно навредить ребенку и запрограммировать его на несчастливое будущее, убеждена психолог Галина Швец. Она приводит примеры формулировок, от которых родителям стоит отказаться или использовать как можно реже. 
 

Что нельзя говорить ребёнку?

  • «Бояться – глупо» – эта фраза исключительно для взрослых, но никак не для детей. Нельзя говорить ребёнку: «Не выдумывай! Там нет привидений!» или «Нечего бояться, это всего лишь пылесос». Даже самые нелепые его страхи нельзя игнорировать и тем более высмеивать. Так они не исчезнут, а наоборот только усилятся. Важно вместе с малышом детально разобрать то, чего он боится (если он может сказать об этом). Если ребёнок совсем маленький (до года), то на какое-то время следует исключить возможность его столкновения с источником страха, затем постепенно начать знакомить с ним с положительной стороны, используя спокойный доброжелательный тон. Главное – находиться рядом и создавать ощущение надёжной опоры.
  • «Замолчи!» или «Перестань!» После таких регулярных слов одни дети могут замкнуться в себе, другие – начать протестовать, чувствуя своё бесправие. Не стесняйтесь извиняться перед крохой, если видите, что обидели его. Каждый малыш заслуживает уважения и тёплого отношения к себе.
  • «Мальчики не плачут» или «Девочки так не делают». Такие фразы формируют в сознании стереотипы поведения. Вместе с тем в процессе развития у ребёнка могут появиться комплексы. Мальчик (а в будущем и мужчина) не будет принимать проявления эмоциональности у себя, девочка может постоянно переживать из-за своего «неженского» поведения. Формировать внутренний стержень у детей нужно не давлением на их слабые стороны, а с помощью признания сильных качеств, которыми они обладают.
  • «Ты это сделаешь плохо. Давай лучше я». Подобными фразами можно зарубить на корню самостоятельность ребёнка и развить у него массу комплексов. Необходимо приветствовать проявление малышом любой положительной инициативы и при этом всегда быть рядом, чтобы помочь, скорректировать его действия, направить в нужное русло. Слово «попробуй» подойдёт лучше в данной ситуации. Главное – набраться терпения, ведь всё, что его окружает, может оказаться испачканным, порванным, сломанным. Зато у ребёнка возникнет желание делать всё самому, совершенствовать свои навыки, появится азарт во что бы то ни стало добиться успеха. Ценное качество для будущей жизни.
  • Нельзя использовать запугивания: «Не пойдёшь спать – утащит тебя волк!» или «Не будешь кушать – не вырастешь». Для детей страхи – это препятствия к развитию, не надо их провоцировать. Все фразы нужно строить с целью мотивирования, а не запугивания: «Будешь хорошо кушать – вырастешь большим и сильным!»
  • Вешать любые ярлыки. Ведь как корабль назовёшь – так он и поплывёт. Известные примеры: «Почему ты такой неуклюжий?!» или «Ты настоящий грязнуля!» Конечно, фразы эти обычно произносятся взрослыми сгоряча, о чём они впоследствии жалеют. Но сказанного назад не воротишь, поэтому важно тренироваться в переформулировании данных выражений. Можно так: «Ты же у меня такой старательный! Давай-ка вымоем ручки и уберём беспорядок».
  • Сравнивать с другими детьми: «Даша уже давно это умеет, а ты ещё нет». С ранних лет подобные сравнения сильно ударяют по самооценке ребёнка. Настраивайтесь на индивидуальное развитие своего малыша и сами старайтесь не поддаваться на критичные замечания окружающих в стиле: «Как, ваш ещё не начал говорить? У нас Ира уже давно песни поёт!»
  • «Не буду тебя любить, если не перестанешь реветь, капризничать и пр.» Для настоящей маминой любви не должно быть условий, иначе малыш не сможет в полной мере ощущать доверие к ней, сделает вывод, что его нельзя любить просто так, а только за что-то. Это чувство переносится и во взрослую жизнь.
  • Заключать с ребёнком пари: «Давай, съешь ещё ложечку, а я дам посмотреть ещё один мультик». Так в его поведении может закрепиться связь «я делаю что-то, и мне дают то, чего я хочу». Велика вероятность, что со временем кроха «перетянет одеяло» на себя и будет ставить условия: «Дайте мне то-то и то-то, тогда я сделаю…»
  • Конечно, без слова «нельзя» не обойтись, поскольку родители с его помощью стараются обеспечить ребёнку безопасность. Но использование фраз с запретами требует особой осторожности. Главное – не переусердствовать! Постоянные «нельзя» снижают у ребёнка желание проявлять инициативу. Если что-то запрещаете делать, важно объяснять почему. Например: «До плиты дотрагиваться нельзя, а то огонёк укусит, и будет больно («бо-бо»)». А во многих ситуациях лучше заменять или дополнять «нельзя» положительными формулировками: «Книжечку кидать нельзя, а то она порвётся, и мы её не сможем читать. А вот мячик бросать можно, смотри, как он прыгает!»

Нельзя недооценивать маленьких детей и думать, что новорождённый не чувствует вашего настроения и отношения к нему. Ребёнок слышит всё. И всё понимает. Даже когда он ещё находится в животике у мамы. Уже с рождения родители должны видеть в нём личность, а поэтому общаться соответствующим образом: эмоционально, доброжелательно, с душой. И помнить, что есть фразы, которые нельзя говорить детям.

Не надо запугивать

Все знают повесть Александра Грина «Алые паруса», но мы не о ней. У Грина есть еще и рассказы и один из них как нельзя лучше иллюстрирует, до чего можно довести ребенка запугиваниями. Не рассказ, а прямо пособие, как делать не надо. Рассказ называется «Гнев отца».

Вот вам дайджест. Родные тетя и дядя довели маленького мальчика до исступления и вынудили схватиться за револьвер, чтобы защититься от навязанных ими страхов. А здесь короткая версия рассказа, прочтите не пожалеете.

советов психолога для установления запретов

Если вы хотите научить ребенка правильно реагировать на столь важное слово «нельзя», попробуйте следовать нескольким несложным советам. Они помогут установить разумные запреты, в то же время не ограничивая детскую активность.

советов психолога для установления запретов
  1. Не следует злоупотреблять словом «нельзя». Есть риск, что ребенок станет воспринимать его как сопутствующий фон, не обращая на него особого внимания. Кроме того, запомнить все родительские запреты попросту невозможно. Мы уже говорили, что запрещать следует только то, что опасно для жизни или оскорбительно для окружающих.
  2. Постоянное одергивание все же нежелательно, лучше создать вокруг малыша безопасную среду, благодаря которой вы сможете избежать большинства запретов. Уберите повыше острые, хрупкие предметы, установите заглушки на розетки, уберите от окон стулья и столы и т.д.
  3. Обязательно согласуйте свои действия с домочадцами. У матери, отца, бабушек и дедушек должен быть единый перечень запретов. Это нужно для того, чтобы малыш не столкнулся с противоречиями. Например, мама запрещает долго сидеть перед телевизором, а любимая бабушка разрешает.
  4. Кстати, обсуждение списка запретов полезно и тем, что вы сможете убрать «вредные» ограничения, которые препятствуют естественной детской любознательности. У вас есть стиральная машина? Почему бы не разрешить крохе пачкаться на улице, исследуя глубину луж. Также у вас появится возможность договориться с супругом, чтобы он не оставлял важные документы или ключи от машины на столе.
  5. Будьте последовательны в деле запретов. Если вчера вы говорили «нельзя», когда ребенок раскидывал игрушки по комнате, то и сегодня не разрешайте поступать так же, даже если вам хочется не воспитывать маленького «неряху», а посмотреть сериал или поговорить по телефону.
  6. Ребенок подрастает, совершенствуются его умения, а значит, родителям нужно корректировать запреты в соответствии с возрастом. Так, четырехлетний малыш уже может орудовать не очень острыми ножницами, помогать маме в приготовлении обеда.
  7. Постарайтесь исключить из речи частицу «не». Психологи уверены, что дети вообще ее не слышат или даже воспринимают такой запрет как руководство к действию. К примеру, вместо обидного «не будь жадиной» скажите «а давай-ка поделимся с твоим братиком».
  8. Очень важно дать детям альтернативу нежелательного поведения. Мы уже писали, что рисовать можно в раскрасках, а не обязательно в книгах со сказками. А кукольное лицо больше подходит для раскрашивания, чем детская мордашка.
Читайте также:  Лечение пивного алкоголизма в домашних условиях

Итак, слово «нельзя» является действенным инструментом в родительских руках. Однако только разумное количество ограничений способствует детскому развитию.

советов психолога для установления запретов

Поэтому сократите перечень запретов до минимума, не бойтесь объяснять ребенку их причины и обязательно предлагайте достойную альтернативу запрещаемому поведению. Лишь в этом случае вы воспитаете у малыша не упрямство и желание поступать назло, а понимание и послушание.

советов психолога для установления запретов

Как научить ребенка ходить?

Что же делать с детской ревностью?

Когда ребенок начинает сидеть? Основные стадии развития этого умения

Как сказки влияют на развитие ребенка?

Сокрытие прошлых ошибок

Подростки хотят попробовать многое сами, это нормально. Нужно позволять им быть самостоятельными, но при этом помогать выбрать курс в жизни. Расскажите им об ошибках, которые вы допускали в их возрасте, но говорите так, чтобы ребенок сам делал выводы, избегайте «негативных уроков», связанных с курением, алкоголем, наркотиками и т.д.

Дети должны понимать, что у них будут проколы, за которые придется отвечать. Расскажите, как вы себя чувствовали, когда у вас был похожий опыт, что вами руководило, и что вы поняли в итоге. Вам стоит стать лучшим образцом поведения для ребенка.

«Мальчики не плачут»

Слезы — это здоровая реакция нервной системы на раздражение, а не признак слабости. При помощи слез люди выражают самые разные эмоции: благодарность, сочувствие, стыд, счастье и даже радость. Каждому человеку можно испытывать весь спектр эмоций и чувств.

Читайте также:  Лечение недержания кала в домашних условиях – 7 рецептов

Запрещая детям плакать, родители лишают их возможности стать эмоционально зрелой личностью. Подавляя эмоции, ребенок перестает проявлять свои чувства. И в результате может стать пассивным агрессором. Вместо естественного выражения чувства гнева он будет использовать сарказм, демонстративную обиду, неприятные реплики и т.п.

Лучше позволить ребенку выразить свои эмоции. Будьте рядом и поддержите его в трудный момент. Причем важно проговаривать то, что ваш сын чувствует: «Я вижу, что ты расстроился из-за того, что сломалась игрушка», «Ты плачешь, потому что очень сильно ударился!», «Да, очень обидно, когда дети не хотят с тобой играть».

Берег жизни - медицинский портал о здоровье