Когда формируется характер ребенка, и может ли он измениться

Полагаться на чутье в этом нелегком деле можно, но не рекомендуется по двум причинам:

Классификация личностей

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП КЛАССИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТЕЙ

А.Ф. Лазурский ()

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая на совершенство или законченность, является тем не менее шагом именно в этом направлении.

В основу классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие Среды берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню — на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию — на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой ( и это самое важное)тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название степени одаренности. В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влияниям Среды, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

Если деление по психическим уровням выражает собой степень активности приспособления личности к окружающей среде ( или, на более высоких уровнях, степень приспособления Среды к собственным запросам и стремлениям личности), то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами. Различия эти обуславливаются, прежде всего, тем, что ни одного человека нельзя встретить совершенно одинакового развития всех отдельных психических функций или способностей.

Само собой разумеется, что в зависимости от различий темперамента и характера крайне различны будут также и те пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь, стремясь так или иначе приспособиться к ней; и вот эти-то именно индивидуальные различия в реакции индивидуума на окружающую среду и лежат в основе того, что называют делением личностей по их психическому содержанию.

О характере человека

Понятие, проявление характера

Понятие «характер» в психологической терминологии подразумевает собой (в переводе с греч. – «печать») совокупность личностных особенностей человека, формирующихся в процессе взросления и ярко проявляющихся в жизни человека (как личной, так и общественной). В результате происходит формирование стабильного и однотипного поведения в тех или иных ситуациях.

На деле же далеко не все психологические особенности личности можно считать ее постоянными чертами характера. Простой и яркий пример: человек в достаточно стрессовой ситуации проявил себя как грубый и несдержанный. Разве это говорит о том, что подобное поведение свойственно ему ввиду такого характера? Отнюдь. Лишь регулярное проявление подобного поведения может говорить о черте характера.

О характере человека

Основу человеческого характера формирует его нервная деятельность, а точнее ее тип; динамику же его проявления – окружающая среда.

Существует очень много глубоких определений и расшифровок совокупности понятий, включаемых в слово «характер». Говоря доступным языком, характер человека чаще всего понимается как:

  • система устойчивого типа поведения, формирующая тип личности;
  • грань между внутренним миром человека и внешним миром, в котором он живет или же способ адаптации индивида к окружающей среде;
  • четко выраженная система поведенческих реакций человека на те или иные раздражители.

Стоит отметить, что характер нельзя назвать окончательно сформированным до тех пор, пока человек живет, растет и развивается. Формирование характера человека напрямую зависит от особенностей его образа жизни, включающих в себя не только физическую оставляющую, но и духовную: мысли, чувства, побуждения и т.д.

Характер человека по своему содержанию представляет собой сложную взаимосвязь между общественным влиянием и направленностью личности, состоящую из духовных/материальных потребностей, убеждений, интересов и пр.

Черты характера

О характере человека

Стоит отметить, что непосредственно формирование характера происходит под влиянием тех или иных социальных подгрупп, в которые входит человек (например, семья, друзья, рабочий коллектив и т.д.). В зависимости от того, какая из групп является для человека доминантной, такие черты характера и будут у него развиваться. Кроме того, немалую роль в данном процессе будет играть положение индивида в группе и степень его взаимодействия с ней.

Читайте также:  Второй раз замуж: новый сценарий свадьбы

В целом, можно выделить несколько групп-черт характера в зависимости от отношений человека с окружающим миром:

  1. Отношение человека к другим индивидам. Подразумевается восприятие индивидуумом собственной семьи, коллег, друзей, просто чужих посторонних людей. Здесь налицо стремление человека к активному общению и, соответственно, сопутствующие данному стремлению черты характера, такие как уважение к другим, коллективизм, чуткость, доброта по отношению к окружающим. Возможно также и противоположное проявление – стремлению к ограниченному общению и, соответственно, связанные с ним черты – бездушность, сдержанность, презрение к окружающим и т.д.
  2. Отношение человека к собственному труду, достижениям. Как и в предыдущем случае, человеку свойственно проявлять в отношении собственной работы кардинально разные эмоции. Все зависит от свойственных ему черт: трудолюбие, творческое начало, организованность, ответственность – при положительном отношении к собственному труду и лень, недобросовестность, неаккуратность и пр. – при отрицательном/безразличном отношении к труду.
  3. Отношение человека к самому себе. Немаловажная составляющая в характере – это собственное «Я» человека. Подразумеваются такие черты характера как чувство собственного достоинства, гордость (здоровое чувство), скромность или же противоположные черты характера: самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм.
  4. Отношение человека к вещам. Здесь все просто: человек либо заботится о состоянии своих (и не только) вещей (аккуратность, бережное обращение), либо нет (неряшливость, небрежность и пр.).

Основные черты характера человека

Не смотря на то, что каждая личность считается уникальной, все же, люди имеют много сходных качеств и многие группы принадлежат определенному психологическому типу. Попытки квалификации, в основе которой лежат основные черты характера человека, предпринимались психиатрами ещё с прошлого века. Первым обратил внимание на связь заболеваемости с телосложением немецкий специалист Кремер. Затем его учение развивал американский психиатр Шеддон. В конце прошлого века типологии характеров разрабатывали следующие ученые: Фромм, Леонгард, Личко.

Ученые исходили из общих положений, суть которых формулируется в следующем:

  • Основные черты характера человека закладываются ещё до рождения – в последующие годы они проявляются в той или иной степени;
  • Абсолютно все черты характера человека не представляют собой набор случайностей, но подчиняются строгой закономерности;
  • По характерам люди подразделяются на группы, имеющие сходство психических реакций на одни и те же раздражители.

В зависимости от того, какие черты характера человека преобладают, психиатры разделили всех личностей на четыре типа:

  • Интроверты – закрыты к общению, серьёзны, медлительны
  • Экстраверты – раскованы, вспыльчивы, веселы;
  • Эмоционально стабильные – уравновешены, почти безразличны к неудачам, как к чужим, так и к своим собственным. В равной мере имеют как положительные, так и отрицательные черты характера человека, поэтому и отличаются стабильностью и невозмутимостью;
  • Эмоционально неустойчивые – находятся в постоянном напряжении, тревожны, чувствительны к любым неприятностям, как в личном плане, так и в мировом масштабе.

Немецкий психиатр Карл Леонгард не довольствовался этими типами и разработал иную квалификацию, которая легла в основу психопатологии. Психопатия, с точки зрения научного понимания, не является психическим заболеванием, но представляет собой пациента, у которого имеются отрицательные черты характера человека, представляющие собой патологические отклонения личности. Исследуя людей разных профессий, Карл Леонгард пришел к выводу, что квалификации личностных признаков недостаточно, важно определить акцентуированные черты характера человека, которые имеют персональное проявление.

Основные черты характера человека

Типы акцентуации личности по Леонгарду:

  • Гипертимный – неисправимый оптимист «верящий в себя», не смотря на любые неудачи;
  • Аффективно-лабильный – имеющий как отрицательные, так и положительные черты характера человека, которые компенсируют друг друга;
  • Дистимический – пессимист, ожидающий провалы неудачи в любых делах;
  • Тревожный – боязливый, робкий, покорный «ударам судьбы»;
  • Эмотивный – сострадающий, мягкосердечный. Имеет положительные черты характера человека, которые используют окружающие в корыстных целях;
  • Аффективно-экзальтированный – повышенно эмоциональный, как в положительном, так и в отрицательном отношении.

Перечисленные типы личностей по Леонгарду имеют исключительно врожденные черты характера человека, тогда как существуют и социально обусловленные акцентуации:

  • Демонстративная – хвастовство, обман, тщеславие. При превышении порога возбудимости у демонстративных личностей развивается истерия;
  • Застревающий – подозрителен, обидчив, тщеславен, имеет склонность к паранойи;
  • Педантичный – совестливый, скрупулезный, ипоходричный;
  • Возбудимый – тяжеловесный, вспыльчивый, педантичный, опасен в критических ситуациях.

Отечественный психиатр Личко расширил классификацию Леонгарда, применительно к подростковому возрасту, добавив к десяти психологическим типам ещё один –конформный, с повышенным «стадным рефлексом». Такой подросток желает «быть как все» лучшие, по его мнению.

Психиатрические классификации охватывают абсолютно все черты характера человека, поэтому успешно используются в психологии и педагогике. Воспитатель должен прогнозировать эмоциональные реакции учеников.

Физиологическая основа характера

Физиологические основы характера в психологии были изучены благодаря работам великого русского физиолога И.П. Павлова, которые были посвящены исследованию особенностей ВНД, свойств и типов нервной системы. Физиолог очень тесно сближал понятие темперамент и тип НС (но тут необходимо уточнить, что сам темперамент ученым понимался гораздо шире, нежели психологами). Физиолог подчеркивал, что тип является основной характеристикой нервной системы человека, которая отражается на всей его деятельности, поэтому она и должна рассматриваться как физиологическая основа характера.

И.П. Павлов создал классификацию типов нервной системы человека, в основу которой были взятии следующие характеристики:

  • сила нервных процессов (тормозного, раздражительного);
  • уравновешенность процессов (здесь имеется в виду процессы возбуждения и торможения) или же соотношение;
  • их подвижность.
Читайте также:  Виды детских страхов. Причины, диагностика. Помощь ребенку.

Под силой НС ученый понимал количественный запас в клетке физиологических веществ. Соответственно у сильного типа этот запас большой, а у слабого – малый. Сила относиться к двум нервным процессам (и тормозному, и раздражительному) и указывает на выносливость и работоспособность клеток при воздействии сильных раздражителей. К сильным типам Павлов относил сангвиника, холерика и флегматика, а к слабому – меланхолика.

Что касается уравновешенности (соотношение процесса возбуждения с процессом торможения и наоборот), то Павлов выделил два типа — возбудимы и тормозной (они занимают крайние положения) и два типа, которые являются уравновешенными (или же центральными). И последний принцип, положенный физиологом в основу своей классификации, заключается в лабильности нервной системе и подвижности (насколько быстро и легко сменяют друг друга процессы возбуждения и торможения). Ниже, в таблице представлена связь типов темперамента с типами ВНД, под которыми понимается физиологическая основа характера.

Связь типа ВНД и типа темперамента

Типы темперамента Сила НС Уравновешенность Подвижность
Сангвиники сильные уравновешенные подвижные
Флегматики малоподвижные
Холерики неуравновешенные подвижные
Меланхолики слабые инертные

Типы нервных систем является не только основой темперамента, но и обуславливает многие другие психические свойства личности, психические процессы и состояний, поэтому физиологической основной характера выступает не столько темперамент, сколько тип НС.

Следует отметить, что, несмотря на то, что И. Павлов вдел тип НС одной из основ характера, он все же четко разграничивал эти понятия. Так под типом НС он советовал понимать врожденные качества человека, а вот под характером – то, что нервная система приобретает в течение всей жизни человека благодаря воспитанию и полученному опыту. Итак, ученый разделял свойства типа ВНД (как природный задаток) и черты характера. Он говорил, что в черты характера человека входят определенные свойства типа, которые могут быть замаскированы или преобразованы, но в любом случае они являются приобретенными на протяжении жизненного пути личности (в опыте) в качестве систем установившихся связей.

Таким образом, характер человека не формируется на пустом месте, а находиться в тесной взаимосвязи с показателями (характеристиками) силы НС, а также ее подвижности и уравновешенности. Но наибольшим влиянием на характер обладает воспитание, а это значит, что главным является не сам тип нервной системы, который был унаследован человеком, а уровень пластичности его нервной организации. Необходимо отметить, что свойства типа ВНД тоже могут преобразовываться под влиянием определенных факторов и воздействием внешней среды.

Также физиологической основой характера выступает системность, под которой понимается выражение тенденций нервных связей к определенной интеграции (или объединению). В этом случае говорят о проявлении динамического стереотипа, который также может быть сформирован соответственно предъявляемым жизнью требованиям. Так, например, формирование силы характера с точки зрения физиологии стоит рассматривать как выработку подобной системности в деятельности коры головного мозга.

Итак, физиологические основы характера в психологии рассматриваются с точки зрения работы головного мозга и особенностей высшей нервной деятельности, а конкретнее это свойства нервной деятельности, системность, работа двух сигнальных систем и преобладание конкретного типа ВНД.

Как из темперамента вырастает характер

Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование. Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.

С другой стороны, улыбчивые и «общительные» младенцы вовсе не обязательно сохраняли подобную открытость в школьном возрасте, так что не стоит торопиться с выводами, представляя себе характер своего ребенка в будущем!

А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет.

Оказалось, что из «расторможенных», активных и общительных детей выросли самоэффективные, уверенные в своих силах взрослые.

Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.

Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.

Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!

Ссылки на исследования, упомянутые в публикации

  • «Temperament and Development», Alexander Thomas, Stella Chess
  • «Early temperament as a predictor of later personality», Helena , Elena
  • «Assertive toddler, self-efficacious adult: Child temperament predicts personality over forty years», Marek Blatny, Martin Jelinek, Terezie Osecka
  • «Children's Behavioral Styles at Age 3 Are Linked to Their Adult Personality Traits at Age 26», Avshalom Caspi, HonaLee Harrington, Barry Milne, James W Amell, Reremoana F Theodore, Terrie E Moffitt

Подготовила Антонина РыбаковаПо мотивам публикации BBC о детях от 1 до 3 лет

Типы характера человека

Характер – это показатель уравновешенности внутреннего и внешнего мира каждой отдельно взятой личности. На тип характера человека оказывает влияние статика – темперамент или тип нервной системы, и динамика – влияние окружающей среды.

Четыре типа характера

Мнение о том, что у человека есть четыре типа характера ошибочно. На самом деле, у нас есть четыре разновидности темпераментов, которые имеют влияние на формирование характера. Темперамент – это врожденное свойство работы нервной системы. Гиппократ дал классификацию темпераментам, которая основана на преобладающем «соке» в человеческом теле:

  • сангвиник – преобладает кровь, человек подвижный, веселый и уравновешенный;
  • холерик – преобладает желтая желчь, а человек демонстрирует внезапные перемены настроения, от активной деятельности к апатии;
  • меланхолик – преобладает черная желчь, что делает человека боязливым, грустным и плаксивым;
  • флегматик – преобладает лимфа, что делает человека медлительным, спокойным, размеренным.

Характер и телосложение

Немецкий психолог Кречмер предложил совершенно иной способ определение типа характера человека, он базируется на телосложении.

  1. Астеник – человек внешне слабый, худощавый, с длинными конечностями и плохо развитой мускулатурой. Таких людей Кречмер причислил к шизотимикам – упрямым, отчужденным, не умеющим приспособиться к переменчивым реалиям людям. При психических расстройствах у них часто возникает шизофрения.
  2. Пикник – полноватый или склонный к ожирению человек, с крупным лицом и мелкими очертаниями, короткой шеей и коренастостью. Их тип характера – циклотимик – общительный, легко приспосабливающийся, деятельный человек, который при расстройствах ума склонен к маниакально-деперссивному психозу.
  3. Атлетик – широкоплечий, высокий, с мощной мускулатурой. Эти люди – иксотимики – спокойные и уравновешенные, сдержанные и не любящие перемены. При расстройствах страдают эпилепсией.

Понятно одно: даже психология не может четко и ясно определить типы характера человека без условностей и формулировок «зависит от ситуации», «зависит от взгляда». Ведь ко всему прочему, есть еще и деление следующего вида:

  • шизоидный тип;
  • нарциссический тип;
  • параноидальный тип;
  • обсессиво-компульсивный тип;
  • психопатический тип;
  • истерический тип;
  • маниакально-депрессивный тип;
  • мазохический тип.

Характер и кофейные пристрастия

Типы характера человека

Самый простой способ, как определить тип характера человека мы нашли в «кофейном» методе:

  • поклонники эспрессо – прямолинейные, консервативные, принципиальные люди;
  • предпочитают латте – любят публичность, популярность и людные тусовки;
  • выбирают капуччино – романтики и мечтатели, сладкоежки;
  • любители американо – всегда находят кратчайший путь к цели, берут от жизни все.

Науки, изучающие характер человека

Есть специальная наука, которая, надо полагать, коллекционируют все способы определения наших с вами прирожденных или приобретенных характеров. В человеческой истории, однако, кроме характерологии (науки о характерах) существовало и продолжает существовать множество разных наук, которые пытаются приоткрыть занавес тайны нашего характера.

Среди них:

  • физиогномика – наука, которая определяет характер по чертам лица;
  • хиромантия – открывает черты характера по рельефу кожного покрова ладоней;
  • астрология – находит связи в характерах людей с их датами рождения;
  • дерматоглифика – наука, которая раскрывает ваш характер по узору на подушечках пальцев;
  • графология – о вашем характере расскажет все, и даже больше, почерк.

Но, как бы ни пытались рассортировать нас по группам в зависимости от отсутствия или наличия определенных черт, каждый, кто хоть раз читал характеристику своего гороскопа или типа темперамента, прекрасно осознавал, что есть черты, которые как будто с него и писаны, а есть то, что никак не сочетается с его природой. Все это лишь говорит о многогранности человека, а также безграничному числу факторов, определяющих наше развитие, как личности.

Черты характера человека формируются под влиянием многих факторов и предопределяют, в некоторой степени, будущее индивидуума и влияют на его развитие в целом.
Виды конфликтов в организации

Организационные конфликты возникают в следствие различных объективных и субъективных причин и являются неотъемлемой частью трудового процесса. Чтобы правильно подбирать методы таких конфликтов, необходимо знать о его видах.

Хорошие черты характера человекаМир соткан из противоречий и эта истина понятна. Это касается и характера человека. В нашей статье мы расскажем о положительных чертах и о их особенностях. Как поднять девушке настроение?Девушки, создания с очень переменчивым настроением, так как в своем большинстве отличаются сентиментальностью. Задача мужчин в этом деле суметь поднять настроение девушки еще до того, как ваше будет тоже испорчено.
Берег жизни - медицинский портал о здоровье