Нарушения поведенческих реакций у детей

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

Расстройство поведения у детей

Отличительной особенностью расстройства поведения в детском возрасте является невозможность контролировать и планировать собственные действия, а также взаимодействовать с другими людьми в соответствии с принятыми нормами и правилами. Появляется повышенная агрессия, раздражительность, отсутствие дисциплины и желания слушаться старших, драчливость, жестокость, воровство, нередко ребенок начинает врать.

Чтобы установить диагноз, специалисты проводят ряд психодиагностических мероприятий, а также беседуют с ребенком, составляя максимально грамотный и полный анамнез. Разработка лечения осуществляется посредством терапевтических методик в индивидуальном или групповом порядке.

Историческая справка о диагностике девиаций

На настоящем этапе развития науки выбор методик для диагностики девиаций огромен, но этот список регулярно пополняется новыми элементами или модификациями имеющихся. Всего можно выделить 3 поколения диагностических методик:

  1. Первые способы обследования индивидов основывались на клинических симптомах, анамнезе и скорее имели интуитивный характер. То есть специалисты выносили прогноз посредством наблюдения и профессионального опыта.
  2. Второе поколение основано на статистике, то есть выявлялась связь между девиациями и конкретными фактами, которые можно измерить (уровень образования, доход семьи).
  3. Методики третьего поколения учитывают не только реальные данные, но и динамические факторы, например, взаимоотношения с ровесниками, школьную успеваемость. Еще одно достижение новых методик – оценка и учет потребностей индивида.

Именно третье поколение исследований и используется в настоящее время. Среди них можно выделить средства общей диагностики и частной для определения отклонений.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:

  • наследственность;
  • нарушение внутриутробного развития, что происходит из-за патологий во время беременности матери;
  • перенесенные патологии в раннем возрасте.

Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:

  • физическое и умственное переутомление;
  • недостаток сна;
  • особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).

Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.

Причины неврозов у детей

Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.

Особую роль в этом играют в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.

Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.

В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.

Читайте также:  Как построить отношения с разведённым мужчиной: 5 ошибок и 8 правил

Вызывающее оппозиционное расстройство: Как помочь ребенку? Причины развития

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) — это поведенческое расстройство, развивающееся у детей и подростков. Столкнувшиеся с ним люди проявляют агрессию, вступают в споры и не желают идти на компромисс гораздо чаще сверстников. Из-за этой специфики ребенку или подростку тяжело строить отношения с другими людьми, и это непременно сказывается на успехах в учебе и семейном климате.

Что такое вызывающее оппозиционное расстройство?

Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР) — это поведенческое расстройство, развивающееся у детей и подростков. Столкнувшиеся с ним люди проявляют агрессию, вступают в споры и не желают идти на компромисс гораздо чаще сверстников. Из-за этой специфики ребенку или подростку тяжело строить отношения с другими людьми, и это непременно сказывается на успехах в учебе и семейном климате.

Симптомы

Следует понимать, что все дети и подростки периодически сердятся, спорят и вступают в конфликт, поэтому иногда крайне сложно понять, является ли происходящее вариантом нормы или же вызывающим оппозиционным расстройством. Симптомы этого расстройства губительны для домашней и семейной жизни, проявляются практически постоянно и зачастую удерживаются как минимум до 6 месяцев. К основным симптомам относятся:

  • Частые приступы гнева
  • Постоянное бравирование или споры с взрослыми
  • Отказ следовать правилам
  • Намеренное раздражение других людей
  • Перекладывание вины за собственные ошибки и плохое поведение
  • Обидчивость и раздражительность
  • Гнев и недовольство по отношению к окружающим
  • Желание отомстить или выместить злость
  • Плохая успеваемость
  • Сложности с созданием и поддержанием дружбы

Причины развития

Врачи не знают точных причин развития этого нарушения. Оно может следствием сочетания ряда факторов.

Определенную роль может играть собственное отношение к поведению ребенка или подростка, а также реакция семьи на это поведение. Вызывающее оппозиционное расстройство может передаваться генетически.

Другие возможные причины связаны с нервной системой или дисбалансом определенных веществ в мозге.

Кто входит в группу риска?

Ребенок с большей вероятностью столкнется с вызывающим оппозиционным расстройством при наличии следующих факторов риска:

  • Случаи насилия или отсутствия воспитания
  • Аффективное расстройство, а также злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами со стороны родителя или опекуна
  • Случаи, когда ребенок становился жертвой насилия
  • Непоследовательное воспитание
  • Отсутствие или недостаток участия взрослых в жизни ребенка
  • Нестабильность в семье, к примеру, развод, постоянные переезды и смена учебных заведений
  • Финансовые проблемы в семье
  • Случаи вызывающего оппозиционного расстройства, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и других поведенческих отклонений у родителей.
Вызывающее оппозиционное расстройство: Как помочь ребенку? Причины развития

Диагностика

Врач задаст вам вопросы о проявившихся у ребенка симптомах, перенесенных им и другими членами семьи заболеваниях, а также психологических и эмоциональных проблемах. Вас могут направить к профильному специалисту, занимающемуся проблемами поведения, для более глубокого обследования.

Лечение

Существует несколько вариантов лечения этого заболевания. Некоторые их них фокусируются только на ребенке, другие — также на семье и учебном заведении.

Скорее всего, для достижения максимального эффекта врач общей практики будет работать в паре с психологом. Само лечение будет заключаться в обучении ребенка методикам преодоления гнева, а также поведения в типичных социальных ситуациях, чтобы он чувствовал себя более комфортно при взаимодействии с другими людьми.

Члены семьи также могут пройти обучение общению друг с другом. Врач научит вас справляться с поведением ребенка и эффективно применять дисциплинарные меры

В рамках методики, известной как когнитивно-поведенческая терапия, дети и их семьи обретают навыки решения проблем и учатся смотреть на мир в более позитивном ключе.

Как еще помочь ребенку или подростку?

Следующие шаги помогут облегчить ваше общение:

  • Хвалите ребенка за хорошее поведение.
  • Будьте последовательным и постоянным в требовании соблюдать правила.
  • Сами демонстрируйте то поведение, которое требуете от ребенка.
  • Установите четкий ежедневный график.
  • Чаще проводите с ребенком время.

Вопросы, которые следует задать врачу

  • Почему у моего ребенка развилось вызывающее оппозиционное расстройство?
  • Как облегчить проявление симптомов?
  • Какой метод лечения даст результат в нашем случае?
  • Поможет ли посещение семейного психолога?
  • Что дает медикаментозное лечение?
  • Существуют ли другие варианты лечения?
  • Как избавиться от постоянного чувства гнева?
  • Действительно ли у моего ребенка вызывающее оппозиционное расстройство?
  • Мне кажется, что мой ребенок — одиночка. Как помочь ему завести друзей?
  • Существуют ли в моем регионе специализированные группы поддержки?
Читайте также:  Векторный брак: что это, плюсы и минусы, сочетания

Loading…

В заключение

Современная жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.

  1. Что такое девиантное поведение у детей и как с ним бороться
  2. Поведение детей аутистов
  3. Особенности девиантного поведения подростков — Студопедия
  4. Формы девиантного поведения подростков

Лечение, коррекция поведения и адаптация в обществе

В настоящее время, адекватного и полноценного лечения детей и взрослых людей с синдромом Геллера не существует. Врачи из многих стран проводят большое количество обследований, которые направлены на устранение симптомов расстройств аутистического характера, а также на максимально возможное восстановление утраченных функций. По данным последних исследований, наиболее эффективными оказались следующие медикаментозные и педагогические методики коррекции синдрома Геллера:

Лечение, коррекция поведения и адаптация в обществе
  1. Музыкальная терапия. Исследование проводилось в 2013 году на протяжении 7 месяцев (Берген, Норвегия), в котором участвовало 165 больных. Результаты исследования показали, что в результате этого лечения навыки устного общения возросли в 3 раза, инициирующее поведение в 4 раза, а социальное взаимодействие почти в 7 раз. Также данная методика показала и отдаленные последствия: отношения между родителями и детьми улучшились в 12 раз (по специальным методам обследования, используемых в психиатрии), а уровень радости больных возрос в 47 раз.
  2. Медикаментозное лечение. Хорошие результаты в лечении, преимущественно в устранении симптомов депрессии, агрессии, суицидальных попыток показали препараты Ариприпразол, Рисперидон и Метилфенидат. Эти лекарственные средства оказывали успокоительное действие, что в сочетании со специальными занятиями дало очень хорошие результаты.

Каковы основные симптомы поведенческого расстройства?

Симптомы зависят от типа расстройства поведения, которое испытывает ребенок или подросток:

  • оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР);
  • расстройство поведения (РП).

Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства

Поведение, связанное с оппозиционно вызывающем расстройством, ведет к борьбе в школе, дома и в обществе c ребенком или подростком или с людьми, с которыми они взаимодействуют.

ОВР имеет ряд симптомов по следующим трем основным категориям:

Каковы основные симптомы поведенческого расстройства?
  • гнев или раздражительность;
  • аргументативное или вызывающее поведение;
  • недоброжелательность.

Ребенок или подросток с ОВР должен иметь три симптома из этой категории и нацелить их по крайней мере на одного человека, который не является братом или сестрой.

Гнев или раздражительность

Подросток с ОВР может, например:

  • часто выходить из себя;
  • быть часто обидчивым или легко раздражаемым;
  • часто злиться и обижаться.

Аргументативное или вызывающее поведение

Ребенок или подросток с ОВР:

  • часто спорит с авторитетными фигурами, такими как учителя, родители или другие взрослые;
  • отказывается следовать правилам или выполнять просьбы родителей, учителей;
  • часто намеренно раздражают других;
  • часто обвиняет других в своих ошибках или плохом поведении.

Недоброжелательность

Ребенок или подросток с ОВР может демонстрировать злобу, по крайней мере, дважды за последние шесть месяцев.

Например, если дети чувствуют себя преданными или обиженными, их действия могут быть направлены на улучшение самочувствия за счет другого человека, а не на исправление негативных проявлений его поведения.

Признаки расстройства поведения

Каковы основные симптомы поведенческого расстройства?

Расстройство поведения — это паттерн поведенческих и эмоциональных проблем, выходящий за рамки обычного поведения ребенка или подростка.

Читайте также:  Вижу я сон: что означают эротические сны и почему мы видим их?

Ребенок с расстройством поведения обычно не проявляет или почти не заботится о чувствах других. Многие также не понимают или не чувствуют вины за то, как их действия отражаются на других.

Симптомы, связанные с расстройством поведения, делятся на четыре категории:

  • агрессия к людям и животным;
  • нанесение материального ущерба;
  • обман;
  • намеренно нарушают правила.

Помощь родителей

Без помощи и поддержки родителей лечение гиперкинетического расстройства не даст необходимого эффекта. Поэтому им стоит придерживаться следующих рекомендаций:

Помощь родителей
  • следить за сбалансированный питанием ребенка, в котором не будет продуктов, повышающих возбудимость;
  • организовать досуг ребенка так, чтобы вся избыточная энергия выходила наружу (активные игры, занятия спортом, продолжительные прогулки);
  • стараться организовать режим дня малыша, чтобы он знал, что его ждет;
  • разговаривать, просить о чем-то нужно спокойным голосом и в понятной для ребенка форме;
  • исправлять и критиковать малыша только при необходимости и в мягкой форме, подкрепляя беседу положительными моментами;
  • при занятиях, требующих усидчивости и сосредоточения, давать ребенку достаточное время отдыха, не позволяя ему переутомляться;
  • составлять с ребенком инструкции по выполнению различных дел для развития самоорганизации;
  • хвалить его даже за небольшие достижения.

Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Поведение ребенка может считаться неадекватным если у него долгое время подавленное эмоциональное состояние и его реакции мешают рациональному удовлетворению его собственных физических и психических потребностей, либо мешают окружающим людям.

К нарушениям поведенческих реакций относят:

  • Упрямство – отказ подчинится требованиям взрослых. Например, ваш малыш категорически отказывается есть или спать, хотя он голоден и хочет спать; мыть руки, которые испачкал, надеть теплую кофту несмотря на то, что ему холодно и. т. п;
  • Капризы – проявляться в том, что ребенок выражает какое-либо пожелание, а при попытке его исполнить от него отказывается. Например, хочет конфету, но когда ее получает говорит: « не хочу конфету!»;
  • Немотивированный плач – может возникнуть у ребенка по самой пястяковой причине. Например, если его задел мимо проходящий прохожий и т.п;
  • Отказ от общения с другими детьми – когда ребенок старается быть один или играет в одиночку в стороне от всех, а когда к нему подходят плачет, не разговаривает с ними, отворачивается от них.
  • Двигательная расторможенность – когда ребенок подвижен и не может сосредоточится на чем-то одном, быстро перескакивает от одного предмета к другому, не способен зафиксировать внимание во время учебы, мешает играть другим детям, бывает агрессивным, ломает и бросает игрушки.

Различают врожденное предрасположение к нервности, которое может возникнуть у ребенка еще в утробе под воздействием неблагоприятных факторов развития. Это может быть связано с тем, что во время беременности мать перенесла тяжелое заболевание или нервное потрясение, плохо питалась, пила алкоголь, курила.

При таких факторах, нарушения поведенческих реакций можно наблюдать уже в первые дни рождения ребенка, он много плачет, часто просыпается. Любая неблагополучная ситуация сказывается на быстро развивающимся мозге ребенка.К таковым можно отнести родовую травму, длительно текущие болезни, несоблюдение режима сна и бодрствования.

Очень рано, буквально с первых месяцев жизни начинают сказываться неблагополучные социальные причины.

В первом полугодие жизни ребенка формируется взаимоотношения со своей матерью. И всякие нарушения этой взаимосвязи непременно сказываются на здоровье ребенка, особенно сильно на его психике.

Во втором полугодие у ребенка происходит процесс становления общения с другими членами семьи. Дети все замечают и по своему глубоко переживают все происходящее рядом с ними.

К значительному напряжению нервной системы может привести семейные скандалы, шумная обстановка. Ребенок начинает подмечать несправедливое к себе отношение, резкое или нервозное, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам, частые запреты, подавление инициативы.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье