Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

Эмоции представляют собой субъективную оценочную реакцию человека на различные ситуации и явления, происходящие вокруг него. Первые попытки изучения и классификации этого понятия в психологии были предприняты еще в Древней Греции философом Платоном, а позже и его учеником – Аристотелем.

Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации.

Типы невербальной коммуникации
  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
  • визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  • Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.
  • Проксемические:
    • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
    • время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

    Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

    Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

    Типы невербальной коммуникации

    Рисунок 3. «Жесты»

    Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

    Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

    1. «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;
    2. «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;
    3. «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;
    4. «экспрессивные» являются лицевыми знаками;
    5. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Типы невербальной коммуникации

    Вывод

    Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

    базовых эмоций по Изарду

    Положительные Нейтральные Отрицательные
    Интерес Удивление Отвращение
    Удовольствие Гнев
    Презрение
    Горе
    Стыд
    Вина
    Страх

    Интерес

    Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

    Удивление

    Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес. Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте.

    Отвращение

    Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

    Удовольствие

    Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

    Функции эмоции «Удовольствие»:

    1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
    2. Повышает уверенность в себе;
    3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
    4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;
    Читайте также:  6 убийственных способов победить прокрастинацию

    Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

    Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

    Презрение

    Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

    Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

    Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

    Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

    Страх

    Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.

    Предыдущая страница: Типы поведения человека в обществе

    Психология

    Избавьтесь от психологических проблем!

    Звоните по номеру: +7 (918) 612-79-20

    08:00-20:30

    Подробнее на странице Психолог Полищук В. И.

    Функции эмоций

    Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

    • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
    • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
    • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
    • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
    • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

    Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

    Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.

    Природа или воспитание?

    Исследователи обнаружили, что некоторые дети от природы более способны регулировать эмоции, чем другие. Наличие у ребенка заторможенного или раскованного темперамента может повлиять на способность ребенка к саморегуляции. Однако эта способность не закрепляется раз и навсегда. Дети могут научиться управлять эмоциями в соответствующей обстановке. Исследование в румынском детском доме хорошо иллюстрирует этот момент.

    В этом контролируемом исследовании группа сирот была случайным образом распределена в приемные семьи с высококачественным уходом, в то время как другая группа осталась в детском доме. У усыновленных детей наблюдалось значительное улучшение эмоциональной регуляции по сравнению с группой, которая оставалась без присмотра. Мы видим, что в то время как генетика играет важную роль в развитии регуляции эмоций, окружающая среда, в которой растет ребенок, так же важна.

    Когда рождаются дети, их мозг еще недостаточно развит. Мы можем сравнить развитие мозга ребенка со строительством дома. Генетика определяет основной план развития мозга ребенка, она как чертеж будущего здания. Жизненный опыт — это строительный материал для этого драгоценного дома. Некоторые навыки лучше или легче усваиваются в определенные периоды жизни. Эти оптимальные периоды называются чувствительными периодами или критическими периодами. После того, как этот чувствительный период обучения навыку прошел, происходит постепенное снижение способности набрать опыт. По-прежнему можно приобрести новый навык, но это займет больше времени или будет менее вероятно, чтобы достичь оптимального мастерства. Чтобы продолжить аналогию со строительством дома, представьте, что как только фундамент заложен и некоторые структуры завершены, будет сложнее, хотя и не невозможно, внести изменения в эти структуры.

    Например, маленький ребенок может выучить второй язык и овладеть им гораздо легче, чем взрослый. Как только дети достигают половой зрелости, они, скорее всего, будут иметь проблемы с фонетикой или грамматикой. Таким образом, считается, что наиболее чувствительными (лучшими) периодами для освоения нового языка являются периоды до наступления полового созревания.

    В рамках проекта румынского детского дома дети-сироты, усыновленные приемными семьями в возрасте до 2 лет, развили навыки эмоциональной регуляции, сопоставимые с навыками детей, которые никогда не были в специальных учреждениях. Таким образом, чувствительный период эмоциональной регуляции наступает до того, как ребенку исполняется два года. Но это не значит, что как только дети проходят возраст 2-х лет, они полностью упускают возможность учиться. Это только означает, что период обучения будет более сложным или займет больше времени.

    Дело в том, что, хотя наш мозг гибкий (пластичный), пластичность уменьшается с возрастом. Поэтому, когда речь заходит о развитии саморегуляции, лучше сделать это правильно с первого раза, когда дети еще маленькие, чем исправлять это позже.

    Классификация чувств

    Эта часть человеческой личности сложно поддается классификации. Чувства считаются весьма многогранными. Потому они отличаются разнообразием. В психологической практике условно выделяют такие разновидности чувств:

    1. Нравственные. Они в свою очередь делятся на моральные и аморальные. В первую категорию можно отнести чувство долга, гуманность, любовь. Вторая группа включает жадность, ненависть, эгоизм, жестокость. Нравственные чувства определяют отношения между людьми, допустимое поведение.
    2. Праксические. В эту категорию входит подбор сферы деятельности – профессии, хобби. Такие чувства определяют отношение человека к своим обязанностям, заботам. Также они влияют на связь с обществом.
    3. Интеллектуальные. Они делятся на специфические и неспецифические. В первую группу стоит отнести жажду знаний, целеустремленность, получение удовлетворения от каких-то открытий или получения информации. К неспецифическим чувствам относятся ирония, удивление, юмор. Эта группа чувств определяет отношение человека к интеллектуальным потребностям.
    4. Эстетические. К ним относят получение удовлетворения от касания, созерцания или прослушивания. В эту группу можно отнести любовь к музыке, технике, природе, произведениям искусства. Такие чувства определяют интересы человека, которые помогают удовлетворить эстетические потребности.
    Классификация чувств

    Существуют и довольно сложные чувства, которые нельзя отнести к конкретной разновидности. Любовь часто заставляет человека раскрывать свой эстетический потенциал, стремиться к познанию или выбирать определенный вид деятельности.

    Читайте также:  Как помириться с девушкой уже сегодня? Бесплатные советы психолога!

    Характеристики и свойства

    Любые эмоциональные состояния из представленных классификаций характеризуются позитивной и негативной окраской, зависимостью и независимостью от раздражителя, бывают явные и скрытые.

    С. Рубинштейн различал основные характеристики эмоций (1946 г.):

    Характеристики и свойства
    • Полярность (валентность или тон) – любая эмоция обладает положительным (радость, веселье, удовольствие) или отрицательным знаком (тоска, грусть). Однако, эмоциональное отношение к раздражению может быть двойственным (амбивалентным) и отличаться сложностью испытываемых эмоций (страсть и ненависть одновременно, уважение и страх, гнев и чувство жалости).
    • Субъективность – эмоции отражают субъективное отношение индивида к объекту.
    • Степень выраженности – от скрытых чувств (обиды, влюбленности) до ярких эмоций (аффект, страсть).

    Согласно теории И. Канта (1780-е гг.) эмоции обладают энергетической насыщенностью или стеничностью, побуждая к действиям (восторг, радость), либо затормаживая их (печаль, страх, неуверенность).

    Каждый человек реагирует на одну и ту же ситуацию по-разному из-за различного уровня темперамента и индивидуальных особенностей нервной системы. Совокупность наиболее устойчивых реакций индивида отражает эмоциональные свойства (А. Ф. Лазурский, 1906 г.):

    Характеристики и свойства
    • Эмоциональная возбудимость – отражает скорость возникновения ответной эмоциональной реакции на раздражитель. Сюда же относятся вспыльчивость и раздражительность.
    • Эмоциональная реактивность – скорость и длительность протекания эмоционального ответа индивида на раздражитель, ее глубина.

      Эмоциональная лабильность в психологии

    • Эмоциональная ригидность-лабильность – характеризует временной интервал, для которого характерна стабильность конкретной эмоции. По мнению Лазурского, ригидные эмоции обладают вязкостью и способны сохраняться на протяжении длительного времени даже после прекращения воздействия раздражителя (сильная обида, злость, гордость за кого-то). Под лабильностью, наоборот, понимается подвижность эмоций и способность их изменяться под действием факторов извне.

    Берег жизни - медицинский портал о здоровье