Основные методы и виды психотерапии: классификация, характеристика

Основные принципы

Принципы, на основе которых работает поведенческая терапия, постоянно пополняются и совершенствуются.

Паттерны — главная роль в заболевании

Это те самые навыки, шаблоны поведения, которые формируются на протяжении жизни человека. Именно они являются истоком и сутью психического расстройства, играют решающую роль в его развитии и даже вызывают реакции со стороны эндокринной и вегетативной систем.

Методы лечения — только проверенные

В поведенческой психотерапии используются лишь те методы лечения, которые были не раз проверены в лабораторных условиях и приносят только положительный результат. Никаких экспериментов на пациентах.

«Здесь и сейчас»

Как и в гештальт-терапии, в поведенческой не применяется гипноз с целью заглянуть в детство и найти там психотравму, которая становится причиной всех бед в настоящем. Работа направлена на то, что беспокоит человека в данный момент и как с этой проблемой справиться «здесь и сейчас».

Минимальное вторжение

Специалист не копается дотошно в душе, не просит извлечь наружу потаённые мысли и желания, не заглядывает в уголки прошлого. Максимальный комфорт пациента и соблюдение его личных границ — один из основных принципов данного направления.

Всё относительно

Алкоголик для общества — больной, которому требуется длительное и принудительное лечение. Для психотерапевта, работающего в русле поведенческого направления, это такой же человек, как и всё остальные, но у него сформировано неправильное отношение к алкоголю, которое можно откорректировать.

Обратная ситуация. Большинство членов социума живут до конца своих дней с фобиями и не находят нужными от них избавляться (если только они не принимают патологическую форму). Их никто не считает больными. А в поведенческой психотерапии это главные пациенты. Так что здесь подчёркивают относительность таких понятий, как «норма-отклонение» и «здоровье-болезнь».

Психотерапевт — доминант

Читайте также:  Профессиональное выгорание, что надо знать о нем

Приходя на приём к психотерапевту, не нужно пытаться объяснить свои переживания и формулировать проблему. Техника «выговаривания» здесь практически не используется. Главный инструмент — диалог, причём ведущую роль в нём играет именно специалист. Он задаёт вопросы, согласно определённой схеме, а после постановки диагноза даёт задания и упражнения. Так что, если хочется поплакать в жилетку — это точно не сюда.

Использование помощи со стороны

Это нельзя назвать семейной психотерапией, так как не ведётся работа с общими проблемами. Иногда на занятия могут быть приглашены близкие пациенту люди, но лишь с той целью, чтобы помочь ему закрепить (или, наоборот, «открепить») какой-либо навык.

Биоэнергетический анализ

Хорошая реклама метода, не правда ли?

«Я не занимаюсь психотерапией, я занимаюсь биоэнергетикой», — говорил Лоуэн. Тем не менее прекрасно разработанная теория личности, во многом базирующаяся на типологии Фрейда, позволяет сказать, что биоэнергетика — именно психотерапевтическая система.

Даже если вы никогда до этого не слышали про Лоуэна, вы точно знакомы с одним из базовых понятий его системы — «заземлением». Именно американский психотерапевт первым обратил внимание на важность для физического и психологического здоровья того, насколько человек устойчив, насколько чувствует опору под ногами.

Типология Лоуэна оперирует так называемыми структурами характера. Это совокупность хронических мышечных напряженней, психологических защит на телесном уровне, свойственная конкретному человеку. Напряжения формируются на разных стадиях взросления ребенка и связаны с определенными травмами развития. Психоаналитическая типология Лоуэна сейчас выглядит патологизирующей. «Шизоид», «мазохист», «психопат», «фаллический нарцисс» — для неспециалистов эти слова больше похожи на медицинский диагноз или на ругательство, чем на описание характера человека. Современные модальности ТОП, ориентированные в первую очередь на ресурсы, а не проблемы, по-своему интерпретируют лоуэновскую классификацию. Как — увидим позже.

Упражнение «Заземление» (биоэнергетический анализ)

1. Встаньте, расставив стопы на 50 см и слегка развернув носки внутрь.

2. Упритесь кулаками в поясницу так, чтобы костяшки больших пальцев были развернуты вверх.

3. Не отрывая пяток от пола, согните колени.

4. Прогнитесь назад, не убирая кулаков с поясницы, а как бы поверх них.

5. Дышите медленно и глубоко, пока вес тела смещен на переднюю часть стоп.

Читайте также:  Что влияет на физическое здоровье человека, основные факторы

Чувствуете ли вы вибрацию в стопах и бедрах? Насколько высоко она поднимается?

Методы психокоррекции в детском возрасте

Психотерапия считает важным условием успешной коррекции раннюю диагностику отклонений. Организация просветительной работы с родителями, комплексного сопровождения детей с проблемами развития должна быть доступна с первых месяцев жизни. Ведь любое нарушение (физическое или умственное) отрицательно влияет на способность мыслить, говорить, строить общение.

Игра для ребенка — естественное состояние, которым он пользуется, чтобы выражать свои ощущения, реагировать на окружающий мир. В психокоррекции игровые методы применяются уже почти столетие. Это направление возникло, когда психологи поняли, что дети не могут словами объяснять, что их беспокоит. Детей не интересует собственное прошлое, они неспособны оперировать абстрактными понятиями. Поэтому психотерапия должна была подстроиться под детское восприятие. Игровая форма помогает детям лучше понять себя и окружающих, дает возможность переоценить те события, которые были травмирующими.

Терапия отреагирования

Метод был разработан Д. Леви, работа строится из нескольких этапов. Сначала ребенок знакомится с психологом, привыкает к новой обстановке, играет. Затем при помощи игрушек врач моделирует ситуацию, которая напоминает травмирующее событие. Только в этом случае ребенок занимает не пассивную, а активную роль. Ребенок продолжает играть под наблюдением и руководством взрослого. План ролевой игры составляется заранее, учитывая индивидуальные особенности участников.

Широко известен метод замещающего онтогенеза (МЗО), основанный благодаря работам Л. Цветковой и А. Лурия. Это система, состоящая из 3 уровней, каждый имеет определенную цель и влияет на разные участки мозга. Показания для нейрокоррекции у детей:

  • Стрессовое состояние.
  • Лабильность, импульсивное поведение.
  • Конфликтность, депривация, ощущение одиночества.
  • Тревожность, фобии, страхи.
  • Заниженная самооценка.
  • Сложности в эмоциональном развитии.

Большой арсенал методов должен применяться сообразно возрастным, индивидуальным особенностям каждого ребенка. Чтобы подобрать необходимые упражнения, специалист должен сначала провести диагностику. На ее результатах строится стратегия психокоррекции.

Групповая форма работы

В психологии взаимодействие учителя с группами считается более эффективным, чем со всем классом. Более тесный эмоциональный контакт резко повышает интерес к занятиям.

Читайте также:  Билл Гейтс: биография, семья, отец, достижения

Оптимальное количество детей в группе — 2–5 человек. Если участников больше, эффективность работы падает. Избирается староста, которому педагог передает задания, поручает руководство. Каждый участник, выполнив задачу, говорит старосте ответ. Переход к следующей задаче происходит только если все отвечают правильно. Если нет — начинается разбор ошибок. Должность старосты со временем переходит от одного участника группы к другому. Каждый должен побывать в роли руководителя, чтобы избежать желания увильнуть от работы.

Такой подход формирует умение слушать, оценивать точку зрения других. Психология доказала, что именно в такой активной форме знания усваиваются детьми лучше всего. Групповые занятия рекомендуют проводить дважды в неделю по 40 мин.

Индивидуальные занятия

Эта форма психокоррекции показана, когда ребенок имеет явно выраженные проблемы с общением, учебой. Она позволяет не отставать от образовательного процесса. Особый темп работы дает возможность развития тем детям, у которых есть нарушения. Задачи лучше ставить и решать в форме диалога, чтобы дать возможность проговорить все варианты решения. Рекомендуется чаще использовать примеры, что облегчает ребенку усвоение информации, поиск правильного ответа.

Психологии известны также некоторые негативные стороны индивидуальной работы. Насмешки одноклассников (ходишь на занятия один — значит, самый глупый) способны вызвать негативные эмоции. Тогда ребенок может постараться избежать занятий. Групповая форма работы для многих оказывается более эффективной, поскольку дети стремятся не отставать от сверстников.

Направленное воздействие методами психокоррекции помогает индивидуальности развиваться правильно, благодаря чему психика приходит в норму, человек приходит в состояние душевного комфорта.

Терапия народными средствами

Народная медицина прошла совершенно иной путь, нежели традиционная. В её основу лёг многовековой опыт человечества в области лечения всяких недугов. Народная медицина объединяет виды терапий, в основу которых легло использование всяких сподручных средств и компонентов натурального происхождения в виде настоев трав, корешков, отваров, компрессов, ингаляций и т. д. Часто методы народной терапии не имеют научного обоснования, а поэтому эффект многих снадобий сомнителен либо вовсе отсутствует. Несомненный плюс такой терапии – это доступность и дешевизна лекарственных средств.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье