Подготовка детей к школе или в школу через год

От того, как пройдёт подготовка к школе, зависит адаптация ребёнка к новым социальным условиям и его способность воспринимать материл на уроках. Нужно ли отдавать малыша на специальные подготовительные занятия либо возможно и дома развить детский потенциал – давайте разберёмся.

Зачем готовиться к школе

С приходом ребенка в образовательное учреждение меняется его ведущая деятельность: была игра, стала – учеба. И чтобы перейти этот рубеж с наименьшими стрессами и «потерями», педагоги настоятельно рекомендуют как минимум за полгода до 1 сентября начать подготовку к обучению .

Здесь важен не только учебный момент, но и психологический. И если в обычном офлайн режиме, посещая подготовительные курсы, ребенку проще понять, что же его ждет (режим, соответствующие реакции на действия и слова учителя, скорость и пр.), то сегодня эта задача ложится на плечи родителей. Объяснить, рассказать и показать, как это будет.

Что касается учебного аспекта, то тут в помощь как раз предложенные нами далее ресурсы.

Причины необходимости ранней подготовки

Советское время было более лояльным по отношению к образованию. Это связано с тем, что сравнительно ранее разница в ценности и взглядах поколений была примерно 10 лет. А сейчас технологии меняются почти каждый год. И школа почти «впопыхах» пытается успеть всему новому научить своих подопечных. Однако, это усугубляет сам процесс образования. Зачастую он превращается в гонку. Хотелось бы добавить — за знаниями.

Однако, как таковых базовых знаний ребенок не успевает иногда усвоить. Ему приходиться бросать только что изученное и бежать изучать еще более современное. К сожалению, этот момент есть и пока не найдено решения перевести его в более грамотное русло. Поэтому родители заранее озадачиваются вопросом как подготовить малыша к школе. Как его подготовить так, чтобы он быстрее влился в школьный процесс и легко адаптировался к новым условиям жизни.

Подходящий возраст для школы — рекомендации психологов

Обычный возраст, когда малыш готов идти в школу это 6-7 лет. Бывают редкие случаи, когда школа идет навстречу родителям, желающим отдать малыша и еще в более раннем возрасте. Однако, это происходит в индивидуальном порядке и после заключения психолога о готовности к школе. Также в Законе об образовании упомянуто, что дошкольник должен быть оформлен в школу не позже 8 лет.

Причины необходимости ранней подготовки

Необходимо грамотно проанализировать готовность малыша прежде, чем принимать решение о поступлении в школу. Их существует несколько. А грамотные специалисты дошкольного учреждения, и детские психологи смогут дать полную картину по развитию и готовности ребенка к школе. Например, советую почитать хорошее издание. Присутствует наиболее важный момент готовности – психологический. Давайте вкратце рассмотрим ее основу.

Психологическая готовность представляет собой состояние ребенка. Оно представляет способность малыша перейти в новую область жизнедеятельности и коммуникации. Также малыш способен постепенно переходить от привычного режима в детском ДОУ к новой для его освоения учебной деятельности.

Психологическая готовность включает в себя:

  • личностную готовность. То есть малыш может уже принять новую роль на себя – роль школьника;
  • интеллектуальную — готовность, которая побуждает узнавать новое, желание развиваться, расположенность к учебному процессу. Также это включает и обычную подготовку – умение читать, считать и писать;
  • эмоционально-волевую готовность — умение маленького ученика осознавать процесс учебы, понимать, что нужно выполнять задания учителя, а не то, что самому хочется. Также эта готовность включает способность учиться в социуме, момент ожидания начала учебы в школе. И дополнительно эта готовность включает зрелость эмоциональных свойств (умение сопереживать, сострадать и др.)
Читайте также:  Как физически и морально восстановиться после родов

Как психологически подготовить ребенка к школе

Подготовка к школе, по большей части, начинается психологически. И родители, и ребенок психологически еще не готовы сделать такой важный шаг на пути к потоку информации и социальным контактам с чужими (пока) людьми.

Поэтому психологической подготовке важно отводить первостепенное значение. С чего же начинается такая подготовка?

Прежде всего, это дать ребенку элементарные знания о том месте, где ему предстоит провести многие годы. Рассказать о школе, что это за учреждение. Дать понимание структуры заведения – что там много помещений (классы, залы, участки вокруг здания).

Рассказать, что делают в каждом помещении – в классах много парт и стульев. На них дети сидят парами или по одному (в зависимости от формы парт) во время уроков. Уроки длятся от 30 до 45 минут. Это то время, когда ребенок может находиться за партой и получать информацию, не уставая.

Каждые 45 минут звенит звонок, и все дети могут встать и выйти в коридор, чтобы отдохнуть в течение 10-15 минут.

В течение дня у школьников от 4 до 7 уроков. С утра проводятся уроки, требующие большей концентрации внимания – математика, русский язык, литература, иностранный язык и т.п.

Речь ребенка – эгоцентрична ли?

Обучаем ребенка чтению

Готов ли ребенок к обучению в школе?

Домашнее онлайн обучение

К концу дня по расписанию ставятся уроки, требующие меньшей нагрузки мозга – рисование, пение и т.п.

Задолго до прихода в школу ребенок должен знать, что там он встретит много разных детей и взрослых. Все они приходят туда каждый день. Дети идут, чтобы узнать что-то новое, научиться разным полезным вещам.

Взрослые – педагоги приходят в школу, чтобы научить детей что-то делать, познакомить их с интересной информацией.

Есть и другие взрослые на территории школы. И каждый выполняет свою важную работу – кто-то готовит для детей еду. В определенное время все школьники собираются в столовой, занимают соответствующие места и кушают то, что приготовили для них повара.

Другие взрослые следят за порядком на территории школы, чтобы все было чисто и безопасно для школьников.

Таким образом, психологическая подготовка ребенка к школе заключается в том, чтобы привить интерес к обучающему процессу, заинтересовать самим пребыванием ребенка в здании и во время уроков. Малыш не должен бояться всего нового, что ждет его впереди, а желать узнавать об этом и стремиться к началу школьного обучения.

Развитие внимательности: что нужно предпринять

Развитию внимания у детей способствует техника правильного дыхания. При «неправильном» дыхании в мозг поступает меньше кислорода. Для того чтобы развить этот навык, занимайтесь с малышом выдуванием мыльных пузырей, игрой на духовых инструментах, используйте свистульки и развивайте речевое дыхание с помощью специальных упражнений.

Внимание! Устраивайте игры на открытом воздухе. Установлено, что существует прямая зависимость между физическими упражнениями, успеваемостью и интеллектом. Особенно полезны упражнения на развитие координации движений и такие подвижные игры, как догонялки, футбол.

Занимайтесь с ребенком различными видами рукоделия: бисероплетением, вязанием игрушек. Такие разновидности ручного труда повысят зрительно-моторную координацию и научат решать проблемы.

Играйте в настольные игры. Такие забавы развивают стремление к победе и достижению результата, а также учат концентрировать внимание.

Читайте также:  Детальная подборка востребованных профессий для девушек

БАД «Эльбифид — Elbifid» (блистер, 15 капс.) Витамама Бальзам для купания на ромашковой воде Витамама Детское мыло-пенка на ромашковой воде И наконец, приучайте ребенка к чтению. Начать читать малышу книжки необходимо с самого раннего возраста. При этом следует просить его пересказывать услышанное и хвалить, если он делает это максимально подробно. Полезно также предлагать ребенку придумывать свой финал рассказа или менять сюжет.

Упражнения для развития внимания

Но одной системы мало, вам нужны уровни — упражнения для развития внимания. Мы выбрали для вас пять базовых, каждое из которых не требует ничего или практически ничего (кроме чуточки вашего времени и желания). Главное, принимайте участие в занятиях. Ребёнку (в любом возрасте) важно видеть, что родители его поддерживают. А стремление получить от вас похвалу — еще один отличный стимул.

Упражнение 1: Запомни картинку

Классическое упражнение на развитие внимания: открываете перед подростком книгу с какой-нибудь иллюстрацией и просите запомнить, что на ней изображено. Через 30 секунд берёте книжку так, чтобы ребёнок не видел, а он пересказывает картинку. Чем больше элементов запомнил, тем лучше.

Кстати, у этого упражнения много разных вариантов — чтобы ребёнок не заскучал, советуем их чередовать. Например, можно вместо книги дать подростку на запоминание какой-нибудь обычный предмет: пенал, наушники, вазу с полки — что угодно. А потом спрашиваете о деталях: какого цвета рисунок на вазе? Молния на пенале металлическая или пластиковая?

А еще, если вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, можно подбирать картинки по его увлечениям. Например, разбирать детально костюмы супер-героев или персонажей любимой игры. Скорее всего, ему это понравится больше, чем абстрактные картинки или наушники, а пользы от этого будет столько же.

Упражнение 2: Что вокруг?

Упражнения для развития внимания

Теперь переводим внимание ребёнка с картинки на реальный мир. Попросите подростка запомнить, что лежит на столе — дайте на это около минуты. Потом отверните его от стола, и пусть ребёнок расскажет, что и где находится. Постепенно упражнение можно будет усложнять: добавлять новые предметы, запоминать не только саму вещь, но и её расположение и т. д. За каждую новую ступень выдавайте «достижение» и награду.

А если дома скучно, можно перенести упражнение на улицу. Запоминайте детали в кинотеатре, музее, кафе или магазине. Можете соревноваться в том, кто заметит больше интересных вещей.

Упражнение 3: Чего не хватает или что изменилось?

Следующая ступень: ребёнок запоминает, что лежало на столе, а потом вы — так, чтобы он не видел — убираете один или несколько предметов. Нужно как можно быстрее назвать, чего не хватает. Усложнённые варианты: указать, где лежал отсутствующий предмет, описать его более подробно.

К этому упражнению можно подключить и мужа: пусть попробует заметить, что изменилось в вашей внешности, и вспомнить цвет лака на ногтях, который был на прошлой неделе. Мальчикам-подросткам такая тренировка тоже пойдет на пользу.

Упражнение 4: Скоростной опрос

Это занятие помогает развить способность концентрироваться не на каком-то физическом предмете, а на определённом занятии. Правила просты: вы готовите вопросы, на которые ребёнок точно знает короткий ответ, а потом быстро их задаёте. Ответил? Сразу следующий вопрос, без пауз. Вопросы могут быть самыми разными — главное, старайтесь учитывать и школьную программу, и интересы подростка. Например, вот так:

  1. Самый глубокий океан? (Тихий)
  2. Самый популярный блогер, которого ты смотришь? (Уточните заранее, при случае)
  3. Как называется домик из веток? (Шалаш)
  4. Кто поёт эту песню?

И так далее. Вам нужно добиться того, чтобы ребёнок полностью сконцентрировался на игре и отвечал максимально быстро.

[aligned-text align=»right»]

Чтобы вам было проще тренироваться, мы собрали упражнения в один файл. Вы можете его скачать, распечатать и начать совершенствовать внимание. [/aligned-text]

Упражнения для развития внимания

Это упражнение можно сделать еще более полезным, если модернизировать его под школьную программу. Вместо абстрактных вопросов, подготовьте вопросы по параграфу, который нужно выучить к следующему уроку. Вы просматриваете параграфы самостоятельно и делаете по ним викторину: готовите несколько вопросов, на которые можно ответить в одно слово. Например, если учили географию, то получится: «Самая известная гора Японии? — Фудзияма!».

За каждый правильный ответ выдаёте бонусные баллы. А баллы потом обмениваете на что-нибудь важное и ценное: карманные деньги, сладости или разрешение пойти на концерт любимой группы.

Упражнение 5: Из песни слова не выкинешь

Рассказываете подростку короткое стихотворение или поёте песню. Потом повторяете, но убрав из текста одну строчку. Задача ребёнка в том, чтобы понять, какой именно строчки не хватает и где она была. Начать можно с хорошо знакомых произведений, постепенно переходя на всё более сложные задачи.

Чему нужно научить

Важно знать, не только как подготовить, но и с чем знакомить юного дошкольника.

Читайте также:  Астения что это за болезнь? Какое ее лечение?

Каждый будущий первоклашка должен знать своё полное имя и имена родителей, адрес, времена года, цвета, распространённых животных, уметь отличать одушевлённое от неодушевлённого.

Самый важный подготовительный материал должен включать следующие занятия:

  • чтение;
  • основы математики и геометрии;
  • чистописание;
  • творчество;
  • иностранный язык.
Чему нужно научить

Давайте ознакомимся с каждым разделом более подробно.

Чтение

Приобретение этого навыка имеет основополагающее значение. Именно от этого умения зависит успешность процесса получения новых знаний. Изначально малыш должен познакомиться с алфавитом, для этого приобретите большой красочный алфавит (продаются магнитные и звуковые азбуки). Так процесс ознакомления пройдёт интереснее и быстрее.

Идите от простого к сложному. Научите ребёнка складывать знакомые буквы в слоги и в слова. Найдите на просторах интернета детские песенки и стишки про буквы. Они помогут малышу быстрее запомнить весь алфавит.

Кроха должен произносить звуковую форму согласных букв (не «эм», а «м»). Так ему будет проще комбинировать буквы, и составлять из них слова.

Задания для дошкольников должны проходить в игровой форме. Для этого купите дополнительный дидактический материал для уроков: пазлы, кубики, карточки с изображением букв. Можете сами сделать карточки, на которых буде наглядно проиллюстрировано соединение букв в слоги.

Основы математики и геометрии

При поступлении в школу малыш должен считать до 10 и обратно (желательно до 20). Если ребёнок способный, можете научить его складыванию и вычитанию.

Чему нужно научить

Для этого нужно ознакомить чадо с понятиями «больше», «меньше» и «равно». Для занятий используйте специальные палочки. Пускай ребёнок раскладывает их рядом с предметами: если машинки 2, то и палочки должно быть 2.

Ознакомление с азами геометрии начинайте с объяснения понятий «близко» и «далеко». А затем проинформируйте ребёнка о наличии различных геометрических фигур: треугольника, квадрата, овала, прямоугольника. Пусть малыш научится отличать их между собой.

Старайтесь заниматься в игровой форме: ведь новая информация нелегка для восприятия. Приобретите кубики с изображением цифр, они помогут обучиться счёту. Попросите ребёнка посчитать проезжающие мимо машины либо проходящих мимо детей.

Чистописание

В возрасте до 6 лет дети ещё не уверенно держат ручку, поэтому не ожидайте от них совершенных результатов. Обучение чистописанию нужно начинать с прописывания различных закорючек, крючков. Сами буквы (печатные) начинайте писать по достижению ребёнком 5 лет.

Если вам не нравится почерк малыша, не стоит его корректировать и «давить» на чадо. Возможно, у крохи слабо развита мелкая моторика рук – у вас ещё есть время для развивающих заданий.

Займитесь лепкой, складыванием пазлов, собирайте конструктор – это поможет усовершенствовать моторику.

Сразу научите малютку правильно держать ручку. В школе будет сложно отучить его от выработанной привычки писать.

Чему нужно научить

При письме всегда следите за детской осанкой. Спина должна быть прямой, грудь – располагаться на уровне стола, а локти – лежать на столе.

Если вы занимаетесь и в вечернее время, используйте настольную лампу. Тетрадь также должна располагаться особым образом: немного под углом, а левый угол внизу должен указывать на центральную часть грудной клетки.

Творчество

Задания для дошкольников в этой сфере должны быть связаны с тем, что нравится малышу: это может быть рисование, лепка, аппликация. Если вы выбрали рисование, то рекомендуется закреплять пройденный материал посредством этого занятия. Можно раскрашивать цифры, буквы, рисовать круги, квадраты.

Лепите зверей, и называйте вслух их название и цвет. Обращайте внимание на то, где обитают животные, чем питаются. Если делаете аппликацию, указывайте какой формы используемый объект, и чем он ассоциируется у малыша.

Иностранный язык

Поскольку у детей 4-5 лет активно развивается память и мышление, то нужно постоянно и систематично пополнять их словарный запас. Понятно, что знание иностранного алфавита ребёнку такого возраста ни к чему.

Начните обучать его простой лексике: названию членов семьи, цветов, фруктов и овощей на другом языке.

Чему нужно научить

Научите отвечать на простые вопросы (Как тебя зовут? Сколько тебе лет?). Особенно эффективно разучивание коротких иностранных стишков и песенок.

Эти базовые знания помогут ребёнку лучше усваивать учебный материал, ведь он будет знать, о чём идёт речь.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье