Тест Айзенка на определение типа темперамента

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья. 

Что делать родителям высокочувствительных детей

Для эмоционально чувствительных и возбудимых от рождения детей особенно важно, чтобы родители показали им пример и научили осознавать свои психологические потребности, управлять стрессом и регулировать эмоции. Родители нужны, чтобы дать детям пространство для роста, обучения и исследования мира и с помощью адекватной дисциплины научить находить пределы своих возможностей. Без этой эмоциональной обратной связи и практического наставничества дети, возможно, так и не научатся контролировать себя, а позже столкнутся с такими проблемами, как скачки настроения, приступы гнева, импульсивность или расстройства пищевого поведения, пишет Ими Ло в книге «С меня хватит!».

Обложка поста:

Тест на определение темперамента

   Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите одно, наиболее вам свойственное, и поставьте значок «+» в соответствующей графе бланка ответов:   1.   а) неусидчивы, суетливы;   б) веселы и жизнерадостны;   в) спокойны и хладнокровны;   г) стеснительны и застенчивы.   2.   а) невыдержанны и вспыльчивы;   б) энергичны и деловиты;   в) последовательны и обстоятельны;   г) теряетесь в новой обстановке.   3.   а) нетерпеливы;   б) не доводите начатое дело до конца;   в) осторожны и рассудительны;   г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.   4.   а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;   б) склонны переоценивать себя;   в) умеете ждать;   г) не верите в свои силы.   5.   а) решительны и инициативны;   б) способны быстро схватывать новое;   в) молчаливы и не любите попусту болтать;   г) легко переносите одиночество.   6.   а) упрямы;   б) неустойчивы в интересах и склонностях;   в) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками:   г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.   7.   а) находчивы в споре;   б) легко переживаете неудачи и неприятности;   в) сдержанны и терпеливы;   г) склонны уходить в себя.   8.   а) склонны к риску;   б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;   в) доводите начатое дело до конца;   г) быстро утомляетесь.   9.   а) работаете рывками;   б) с увлечением беретесь за любое новое дело;   в) не растрачиваете попусту сил;   г) обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся.   10.   а) незлопамятны и боязливы;   б) быстро остываете, если что-то перестает вас интересовать;   в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе;   г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.   11.   а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью;   б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;   в) легко сдерживаете порыв;   г) впечатлительны до слезливости.   12.   а) неуравновешенны и склонны к горячности;   б) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;   в) мало восприимчивы к одобрению и порицанию;   г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим.   13.   а) бываете агрессивным забиякой;   б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности;   в) незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;   г) склонны к подозрительности, мнительности.   14.   а) нетерпимы к недостаткам;   б) выносливы и работоспособны;   в) постоянны в своих интересах;   г) болезненно чувствительны и легкоранимы.   15.   а) обладаете выразительной мимикой;   б) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;   в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;   г) чрезмерно обидчивы.   16.   а) способны быстро действовать и решать;   б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке;   в) ровны в отношениях со всеми;   г) скрытны и необщительны.   17.   а) неустанно стремитесь к новому;   б) обладаете всегда бодрым настроением;   в) любите аккуратность во всем;   г) малоактивны и робки.   18.   а) обладаете резкими, порывистыми движениями;   б) быстро засыпаете и пробуждаетесь;   в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;   г) безропотны, покорны.   19.   а) несобранны, проявляете поспешность в решениях;

Тест на определение темперамента

  б) настойчивы в достижении поставленной цели;   в) инертны, малоподвижны, вялы;   г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.   20.   а) склонны к резким сменам настроения;   б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться;   в) обладаете выдержкой;   г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.     Бланк ответов:

Читайте также:  Проблемы с поведением ребенка в 12 лет: истерики, ложь, воровство

   Суммируйте количество ответов «А» и умножьте на 5. Вы получите количество процентов в вас холерического темперамента. Проделав ту же операцию с ответами «Б», вы узнаете, сколько в вас процентов сангвиника. «В» подскажет вам процент флегматика, а «Г» – меланхолика.   Тип темперамента ребенка вам придется «вычислять», присматриваясь к его особенностям и отвечая на вопросы за него. Для верности попробуйте сделать это самостоятельно и то же самое пусть сделает ваш супруг (супруга) – тогда ваша оценка темперамента ребенка будет более объективной. Поможет составленная психологами типология проявления темперамента у детей. Понаблюдав за ребенком, вы почти наверняка сможете определить, к какому типу темперамента он тяготеет.

Тест на определение темперамента

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

Какой бывает темперамент у ребенка

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Как определить темперамент ребенка и помочь ему приспособиться к жизни

Бывает так, что очень активного и неусидчивого ребенка клеймят “невоспитанный”, ругают, взывают к его совести, благоразумию.

Или наоборот, тихого ребенка, который сидит в уголке играет со своими игрушками, пытаются переделать в общительного и активного.

Этого делать нельзя!!! Темперамент не переделаешь,это врожденные особенности работы нервной системы, только испортишь жизнь ребенку и себе.

Читайте также:  Встречаем мужа из командировки с распростертыми объятьями

Перед тем как списывать возможные проблемы у ребенка на темперамент, надо убедиться, что это не расстройства психического или неврологического характера, посетив специалиста.

У взрослого человека темперамент обычно “затушеван” воспитанием, а у младенца и маленького ребенка определяется без проблем.

Сильный,но неуравновешенный тип -ХОЛЕРИК

Младенец холерик – это крикун с характером. Когда он подрастает, его начинают звать электровеником. Такой ребенок все время куда-то ползет, бежит, лезет, все дергает, опрокидывает.

Каждая новая игрушка его может заинтересовать ровно на 5 минут. У таких детишек обычно проблемы с речью,так как им не хватает терпения проговаривать все звуки и слова.

На площадке холерик может прослыть драчуном.

5 минут тишины

Первое,что вы должны сделать- это принять ребенка таким какой он есть и любить его именно таким. Постараться не ругать и уж ни в коем случае не бить и шлепать по попе.

Осторожно осаживать, обращая внимание на последствия его поступков -“Видишь,ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увезти тебя с площадки”,”Видишь, ты бросил машинку с высоты, и теперь она сломана”. Повторять это снова и снова.

Дом сделать максимально безопасным. Убрать повыше опасные предметы, закрыть все что можно закрыть. Хорошо сделать для ребенка постарше спортивную гимнастический шар .Прыгунки для младенца.

Еще очень важно окружить ребенка правильными людьми. Парочку приятелей холериков, понимающий тренер на секции и воспитатель в детском саду.

Сильный, уравновешенный, спокойный, с хорошей подвижностью и большой мощностью нервных процессов, тип – САНГВИНИК

Такой ребенок, как правило, радует родителей, заставляя почувствовать себя образцовыми. Он любознателен, непоседлив, но одновременно вменяем – его можно остановить и переключить на другое занятие. Сангвиники очень контактны и любят поболтать как с детьми, так и со взрослыми.

Тут проблем связанных с типом темперамента нет, поэтому родителям можно пожелать жить и радоваться.

Сильный, уравновешенный, спокойный, с малой подвижностью нервных процессов – ФЛЕГМАТИК

Младенец флегматик хорошо спит и хорошо ест. Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате в одиночестве – они будут тихо играть на полу со своими кубиками.

Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато уж выучит он это хорошо. При этом, в отличие от меланхолика, большую часть времени он будет в самом благодушном настроении.

Жить с флегматиком приятно и удобно. Но тот, кто мало просит, мало получает. Если сангвиник или холерик заинтересовались чем-то, будьте спокойны: об этом узнаете не только вы, но и все окружающие. Даже меланхолик выканючит то, что ему нужно. “Сферу интересов” флегматика вам придется определять по выражению его глаз.

Предлагайте флегматику побольше самых разнообразных занятий, в пределах разумного. Но не торопите с выбором. Задавайте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением. Часто из флегматиков получаются очень хозяйственные и рассудительные мамины помощники.

Читайте также:  Как вернуть мужа и получить второй шанс на счастье?

Если ребенок ходит в садик, попросите воспитателя по возможности не торопить его. Когда флегматика начинают понукать, он теряет уверенность в себе и часто заболевает.

Слабый тип – МЕЛАНХОЛИК

Младенец меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать. Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное – нелюбовь к переменам – остается с ним.

По-настоящему счастливым меланхолик будет чувствовать себя на коленях у матери. Не пытайтесь его оторвать от себя преждевременно. Такому ребенку нужно больше времени для накопления базовой уверенности. Может быть даже в 6 и 7 лет.

Возможно, самую большую трудность вызовет не сам тип темперамента ребенка, а разность его типа с вашим. Если вы активный холерик, а ваш ребенок медлительный флегматик, вас это будет ужасно раздражать. Вам придется набраться терпения и принять его таким какой он есть.

По материалам книги Е. Первушиной ” Как выявить и развить способности вашего ребенка”.

Усовершенствованные методики

В 1963 году предложен опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) – новая методика, вопросы которой, в количестве 48 штук, предназначены для диагностики шкал «нейротизм» и «экстраверсия–интроверсия», а 9 складываются в шкалу «лжи» – с ее помощью определяется желание человека «приукрасить» себя (в общей сумме было определено 57 пунктов).

Методика EPI была разработана на основе ответов, полученных от более чем 30 тысяч человек, что на несколько порядков превышает количество, которое было задействовано в создании MMQ и MPI.

Тест использует два варианта с различными вопросами, но идентичными по форме и смыслу (для использования дважды).

Шесть лет спустя Ганс и Сибилла Айзенк предлагают EPQ – личностный опросник, диагностирующий не только предыдущие две описанные шкалы и шкалу «лжи», но и психотизм. Его высокий уровень связан с выраженностью особых состояний, при которых возможно наличие неадекватных психических реакций (психоза). Тест предполагает прохождение 101 вопроса.

Имя Айзенка также известно в связи с тем, что им предложена методика выявления самооценки психических состояний, во время прохождения которой определяется наличие превалирующего психотипа – фрустрации, тревожности, агрессивности и ригидности.

В настоящее время ЕPQ не пользуется большой популярностью, и не только потому, что предыдущий тест включает в себя 57 вопросов – почти в два раза меньше настоящего. Многие зарубежные исследователи утверждают, что шкала психотизма не может иметь под собой научной основы, а результаты, полученные в ходе экспериментов, часто носят противоречивый характер.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье