Заикание у детей: причины, рекомендации логопеда и способы лечения

Заикание – это нарушение ритма и плавности речи, которое возникает на фоне мышечного судорожного синдрома. При этом изменяется естественное дыхание, высота и сила звука. Заболеванию подвержены как дети, так и взрослые. У детей патология встречается гораздо чаще и, в основном, в возрастной рамке – 2-5 лет. Это можно объяснить активным формированием фразовой речи в данный период, которая может нарушаться под воздействием определенных факторов (стрессы, психические нарушения и др.).

Причины

Одной из главных причин заикания у взрослого человека или у ребенка является ослабленная нервная система. К самой частой причине заикания также можно отнести внезапный испуг или несправедливое, грубое отношение к ребенку. Заикание может возникнуть из-за перемены жизненных условий в худшую сторону. У детей, которые достаточно рано начали говорить, также может возникнуть эта болезнь. И наоборот, если ребенок долго не разговаривал, то потом, после того как речь начинает бурно развиваться, может появиться заикание. Если у ребенка замедленная моторика, он плохо себя обслуживает, тоже может наблюдаться данное заболевание.

Один из методов лечения заикания у детей – молчание

Причины

Причиной заикания может стать также наследственная предрасположенность, тяжелое течение беременности, в первый год жизни ребенка частые болезни. И хотя внешне такие дети выглядят здоровыми,  при дополнительном обследовании у них, как правило, выявляется повышенное внутричерепное давление, склонность к судорогам и изменение рефлексов.

Причины возникновения дефекта

Основной причиной заикания старшие люди называют испуг. Но только это является причиной запинок в речи или есть еще что-то? Врачи выделяют три степени развития болезни.

Существует три типа дефекта речи:

  1. Невротический;
  2. Неврозоподобный;
  3. Эпилептический.

Третий тип расстройства речи, характеризуется болезнью головного мозга. Импульсы возникающие в коре ГМ, поражают правильную функциональность аппарата артикуляции. При диагностике ребенка на дефект речи, эпилептический случай проверяется первоочередно, на опровержения данного типа заикания.

Невротическая-это форма расстройства речи, возникающая на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга.

В основе возникновения заболевания заложенные личностные черты ребенка:

Причины возникновения дефекта
  • Тревожность;
  • Болезненное восприятие различных стрессовых ситуаций;
  • Беспокойность, скажем-невротичность ребенка.
  • Не стрессоустойчивый тип личности, который при грубостях и невежестве в его сторону реагирует заиканием.

Неврозоподобная форма возникает на фоне отклонений при внутриутробном развитии, патологий при вынашивании плода, трудностей во время родов, и развитии ребенка на первых годах жизни. Все это поражает органы аппарата артикуляции, и нарушает формирование прикуса.

Читайте также:  15 фото о том, что случается, если жена не умеет готовить

Ребенок может расти и заикание никак не будет проявляться до определенных стрессовых ситуаций в жизни, когда он начнет «внезапно» заикаться.

Причины заикания определяются видом расстройства речи. Неврозоподобный характеризуется следующими особенностями:

  1. Формула «родитель-ребенок». Генетическая свойственность-когда дефект от родителя переходит по наследству ребенку;
  2. В период возрастного кризиса;
  3. При заболеваниях, и в случаях ОРЗ;
  4. Как ответ на неудачную адаптацию в школе;на оскорбления со стороны сверстников, может появится расстройство темпа речи у ребенка.

Распространённость заикания.

Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000).

В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).

Диагностика

Прежде чем начинать терапию заикания, врач должен подтвердить диагноз. Данным вопросом занимаются такие специалисты, как логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Важное значение имеет анамнез заболевания, наследственная отягощенность, уровень психоречевого и моторного развития ребенка. Также выясняют, какие ситуации или факторы предшествовали нарушению речи.

Диагностируя ребенка, выясняют локализацию, форму и частоту речевых судорог, темп разговора, дыхание, голос, определяют, какие сопутствующие нарушения речи и движений имеются. Проводят диагностические мероприятия, исследуемые фонематический слух, звукопроизношение, лексико-грамматическую сторону речи.

Дифференциальный анализ заикания проводится с такими патологиями, как дизартрия, спотыкание, тахилалия. Выявить органические поражения центральной нервной системы можно с помощью реоэнцефалографии, ЭхоЭГ, ЭЭГ.

Как лечить логоневроз дома, упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Читайте также:  Диазепам дозировка для детей. Диазепам

«Этюд»

Больному предлагается молча изобразить эмоцию, например, негаданную радость, разочарование, робость, гнев; или без слов, жестами изобразить ситуацию: игра в снежки, до свидания, охарактеризовать предмет.

«Связующая нить» — участники садятся в круг и передают клубок ниток с пожеланиями друг другу. Потом закрывают глаза и создают единое целое, каждый из участников – важная часть этого целого. Также используются такие игры, как «Тропинка», «Копна», «Кочки» и др.

Релаксационные игры

 Направлены на расслабление, например, игра с песком, где участники набирают в руки воображаемый песок, сильно сжимают пальцы, удерживают песок, затем постепенно раскрывая пальцы, высыпают песок на колени. Используются и другие подобные игры, такие как «Солнышко и тучки», «Лицо загорает», «Сон на берегу моря».

 Используются соответствующие стихи, жесты, например, поздороваться, во время прочтения стихов заикающийся отвлекается от своего дефекта и без запинки заканчивает запланированную фразу в рифму.

 Педагог показывает артикуляционные позы, ребенок повторяет за ним как в зеркале.

Игра «Домик»

 Ребенок прячется в домике, берет любимую игрушку и по желанию отвечает на вопросы логопеда. Цель игры – снятие логофобии.

Как лечить логоневроз дома, упражнения при заикании у детей

Игра «Что звучит»

 Цель игры различение неречевых звуков (бубен, дудочка, вода, ложка об ложку) и ориентировка в пространстве: откуда звук? (Справа, слева, далеко, близко).

У родителей закономерно встаёт вопрос, как лечить заикание у детей дома. Помимо занятий с логопедом, маме и папе нужно уделять малышу много времени. Взрослые разучивают с дитем стихи только по рекомендации логопеда.

Ребёнку периодически понадобится консультация психолога или невролога. Основные виды лечения – занятия по лечебной физкультуре, гимнастику, дети проводят дома с родителями.

Слабые мышцы диафрагмы наряду с неправильной постановкой дыхания провоцируют судороги. Это можно исправить с помощью специального комплекса упражнения. Дети дошкольного возраста уже в 4 года способны повторять за родителями простые движения в домашних условиях.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей упражнения:

  • Малыш стоит с опущенными руками. Мама наклоняет голову и корпус малыша несколько вперёд и просит сделать шумный вдох. Выпрямляясь не до конца, малыш делает выдох.
  • Стоя в той же позе, ноги устанавливают на ширине плеч. Теперь поворачивают голову вправо и влево. В конце движения нужно делать вдох, а во время поворота – выдох.
Читайте также:  Как я избавился от мата, – рассказ священника

Упражнения при заикании у детей повторяют несколько раз. Комплекс дыхательной гимнастики разработала Стрельникова специально для восстановления речи у запинающихся детей. Гимнастика укрепляет диафрагму, устанавливает правильное дыхание, улучшает мозговое кровообращение.

В лечебно-оздоровительном комплексе применяют упражнения и массаж при заикании у детей. Исправляет логоневроз акупрессура – точечный массаж. Воздействие на биологические точки быстрее восстанавливает речь. Метод заключается в надавливании на активные точки подушечками пальцев с последующими круговыми движениями. Важно! Занятия проводит специалист, который активирует 17 точек, располагающихся в области спины и лица. На полный курс точечного массажа понадобится 15 сеансов.

Кроме этого, делают массаж воротниковой зоны и плечевого пояса. Его цель – устранение спазма и усиление кровообращения мышц речевого аппарата. Процедуры повторяют 4 раза в год по 10 сеансов.

Другие виды заикания

Патологическое расстройство. О такой разновидности можно утверждать, когда причины дефектов речи врожденные. В других ситуациях возникает неврологическая разновидность заикания.

Привычное может проявляться постоянно.

Нестабильная. Возникает периодически при каких-то обстоятельствах, после стресса, в непонятной обстановке.

Другие виды заикания

Циклическая. Это проблема с речевой функцией, которая характеризуется периодами успокоения и возобновления. Какое-то время ребенок нормально общаются, потом начинаются проблемы с речью.

Механизм логоневроза

Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата. Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов. Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной. Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается. Чем больше волнуется ребенок, чем выше травмирующий фактор ситуации, тем сильнее будут проявления заикания, формируя стойкую безусловную цепочку логоневроза: заикание — страх — заикание — страх.

Берег жизни - медицинский портал о здоровье